Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла

Определенные интегралы, как и неопределенные интегралы, введены в математику Ньютоном и Лейбницем. К понятию неопределенного интеграла их привела проблема нахождения первообразных для заданной функции, то есть задача, обратная задаче нахождения производных функций. А к понятию определенного интеграла их привела совсем другая проблема - проблема точного решения ряда фундаментальных для практики числовых задач, к рассмотрению которых мы сейчас и переходим.

1.Задача о вычислении площади произвольной криволинейной трапеции.

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru Рассмотрим рис. 1(а), где Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru – некоторая непрерывная на Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru функция.

Заштрихованная на этом рисунке фигура называется криволинейной трапецией. А S - площадь этой трапеции. Поставим, вслед за Ньютоном и Лейбницем, задачу: вывести формулу для площади S этой трапеции при заданных a, b и f(x).

Решение. Разобьем мысленно отрезок Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru оси ох (основание трапеции) на бесконечно малые участки, как это показано на рис. 1(б). Для простоты будем считать их одинаковыми по длине. Эту бесконечно малую длину каждого участка обозначим символом dx. Если через концы этих участков провести вертикальные прямые, то вся криволинейная трапеция разобьется на бесконечно большое число бесконечно узких вертикальных полосок шириной dx. Рассмотрим одну из таких полосок (любую), и найдем ее площадь dS (см. рис. 1(б)).

Возьмем в основании полоски некоторую произвольную точку х. Так как полоска бесконечно узкая (то есть она представляет собой вертикальную нить), то х – это точка, являющаяся основанием этой нити. Согласно рис. 1(б), площадь dS рассматриваемой полоски (нити) можно найти, умножив ее высоту f(x) на ширину dx. То есть

dS = f(x)dx (1)

Впрочем, такой была бы площадь dS полоски, если бы полоска была прямоугольником с основанием dx и высотой f(x). Но наша полоска имеет сверху криволинейную границу, а f(x) - высота, на которой находится лишь одна из точек (точка М) этой границы. Все остальные точки указанной верхней границы полоски находятся, вообще говоря, на другой, хоть и близкой к f(x), высоте. Так что формула (1) для площади каждой из полосок, на которые мы мысленно разбили криволинейную трапецию, не точная, а приближенная. Но очевидно, чем уже полоска, тем точнее формула для ее площади dS. А так как наша полоска (как и все остальные) не просто узкая, а бесконечно узкая, то мы вправе считать формулу (1) точной.

Складывая теперь площади dS всех вертикальных полосок, найдем, причем точно, и всю площадь S криволинейной трапеции:

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (2)

Эта сумма необычная: слагаемые в ней бесконечно малые, а число слагаемых бесконечно велико (S - суммабесконечно большого числа бесконечно малых слагаемых). Этой сумме Лейбниц дал специальное обозначение.

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (3)

и назвал ее определенным интегралом от функции f(x). Здесь f(x)– подынтегральная функция; f(x)dx - подынтегральное выражение; x – переменная интегрирования; a и b - пределы интегрирования (нижний и верхний).

Итак, согласно (2) и (3),

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (4)

- площадь криволинейной трапеции, изображенной на рис. 1(а).

2. Задача о вычислении пути при переменной скорости движения.

Пусть некоторая материальная точка движения по некоторой траектории с известной в каждый момент времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru переменной скоростью Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru Требуется получить формулу для пути Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (перемещения), пройденного точкой по траектории своего движения с некоторого данного момента времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru до некоторого данного момента времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru .

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru Решение. Если бы скорость Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru движения точки была постоянной, то поставленная задача никакого труда бы не представляла: путь равен скорости, умноженной на время. То есть Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . Но у нас скорость точки Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru переменная (в разные моменты времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru она разная). Для такого случая разобьем мысленно временной промежуток Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru на бесконечно малые промежутки времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru и найдем путь Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , проходимый точкой за каждое время Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru .

Рассмотрим один из промежутков Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (любой) и выберем на этом промежутке некоторую точку (некоторый момент времени) Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . В этот момент времени скорость движения точки равна Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (рис.2). Практически такой же, в силу малости Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , она будет в других точках (в другие моменты времени) этого же промежутка времени. То есть можем считать, что в течение времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru точка движется практически с постоянной скоростью Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . А тогда путь Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , пройденный точкой за время Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , найдется по формуле:

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (5)

Впрочем, таким был бы путь Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , если бы в течение времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru точка двигалась строго с постоянной скоростью Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . Но эта скорость хоть и незначительно, но все же меняется в течение времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . Поэтому формула (5) не точная, а приближенная. Однако очевидно, что с уменьшением времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru она будет становиться все точнее и точнее. А так как наш промежуток времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru не просто мал, а бесконечно мал, то мы вправе считать формулу (5) точной.

Складывая теперь пути Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , пройденные точкой за все промежутки времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , найдем, причем точно, и общий путь Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (общее перемещение точки по траектории ее движения) за время от момента Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru до момента Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru :

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (6)

Формула (6) по своей структуре совершенно аналогична формуле (2). Она, как и формула (2), представляет собой сумму бесконечно большого числа бесконечно малых слагаемых. То есть представляет собой определенный интеграл вида (3):

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (7)

Итак, получаем окончательно: если Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru - переменная скорость движения точки, то перемещение Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , пройденноеточкой по траектории ее движения, найдется по формуле:

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (8)

3.Задача о нахождении работы переменной силы

Пусть по оси ох из точки a в точку b под действием заданной переменной силы Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru движется материальная точка (точка приложения силы Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru ) - см. рис. 3. Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru Требуется вывести формулу для работы А, которую совершит сила F(x) при перемещении материальной точки х из положения а в положение b.

Решение. Если бы сила Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , приложенная к движущейся точке Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , была постоянной, то мы нашли бы работу Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru по известной школьной формуле Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . Но у нас сила переменная - она меняется с изменением координаты Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru движущейся точки. В связи с этим разобьем мысленно промежуток [а; b] на бесконечно малые участки длиной Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru и найдем работу Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru силы Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru на каждом участке (рис. 4). Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru

Если Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru – некоторая точка на участке Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , то очевидно, что

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (9)

Мы записали эту формулу, считая, что в любой точке, находящейся на данном участке Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , сила, действующая на движущуюся точку, такая же, как и в выбранной точке Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , то есть постоянная. Но это, вообще говоря, не так: во время прохода точкой участка Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru действующая на нее сила, хоть и незначительно, но меняется. Впрочем, изменение этой силы на Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru тем меньше, чем меньше Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . А значит, с уменьшением Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru формула (9) будет становиться все точнее и точнее. Но так как наш участок Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru не просто мал, а бесконечно мал, то формулу (9) мы вправе считать точной.

А теперь, складывая работы Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru силы Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru на всех участках Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , на которые мы разбили отрезок [а; b], мы получим, причем точно, всю искомую работу А:

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (10)

А так как, по аналогии с равенствами (2) и (7),

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , (11)

то получим окончательно:

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (12)

Это и есть формула для работы А, которую совершит переменная сила Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , если её точка приложения Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru переместится вдоль оси ох из положения Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru в положение Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (рис. 3).

4.Задача о нахождении объема производства при заданной производительности труда

Пусть функция Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru описывает изменение производительности труда рабочего, бригады или целого предприятия с течением времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . Требуется найти формулу для объема Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru произведенной продукции с момента времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru до момента времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , где Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru и Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru - заданные числа.

Решение. Если бы производительность труда Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (количество продукции, производимой в единицу времени) была постоянной, то искомый объем Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru произведенной продукции мы нашли бы, умножив производительность труда на время работы, то есть нашли бы по формуле Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru . Но, по условию, производительность труда Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru меняется со временем. Чтобы в этом случае найти искомый объем Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru произведенной продукции, нужно, очевидно, разбить промежуток времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru на бесконечно малые промежутки времени Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , выбрать внутри каждого Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru произвольную точку Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , найти объем Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru произведенной за время Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru продукции, и сложить все Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru - то есть по существу проделать ту же процедуру, что была проделана в предыдущих трех задачах. В итоге получим формулу

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , (13)

совершенно аналогичную формулам (4), (8) и (12). Эта формула выражает объем продукции, произведенной за время от Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru до Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru , через производительность труда Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru .

Итак, мы получим итоговые формулы (4), (8), (12) и (13) для четырех рассмотренных выше и имеющих важное практическое значение задач. Можно было бы и продолжить рассмотрение аналогичных задач, но мы ограничимся теми, что уже рассмотрели. Вместо этого осмыслим ту общую идею, которая была заложена при решении всех этих задач. А эта идея следующая: нужную нам величину мы мысленно разбиваем на бесконечно малые части, а затем, складывая все эти части (их бесконечно много!), получаем искомую величину. Эта величина оказывалась выраженной через новое математическое понятие - определенный интеграл. Теперь, очевидно, нужно понять, какими свойствами обладают определенные интегралы и как их вычислять.

Упражнения

1. Пусть отрезок [а; b] оси ox – материальная нить, у которой Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru - заданная линейная плотность вещества, распределенного по этой нити (линейная плотность - это масса единицы длины). Получить формулу для массы Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru всей нити.

Ответ: Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (14)

2. Пусть Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru – объем тела вращения, образованного вращением криволинейной трапеции (рис.1(а)) вокруг оси ox . Получить формулу для объема Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru этого тела.

Ответ: Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (15)

3. Пусть Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru – длина участка Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru кривой Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru с абсциссами концов Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru и Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (рис. 5.1(а)). Получить формулу для длины этого участка.

Ответ: Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла - student2.ru (16)

Наши рекомендации