Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками
Лекция 1
Раздел 1. Психолого-педагогические основы математического развития детей дошкольного возраста
Тема 1.1. Введение в дисциплину МДК. 03.04. Теория и методика математического развития
ПЛАН
1. Специфика дисциплины и актуальность ее изучения в современной системе общего образования
Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками.
Нормативная база.
Актуальность психолого-педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Вопросы
Что изучает предмет «Теория и методика математического развития»?
2. Раскройте связь предмета с науками и частными методиками.
3. Аргументируйте актуальность психолого-педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Задания для самостоятельной работы
1.Скачать электронные версии учебников по дисциплине.
2.Повторить конспект лекции.
Литература:
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.
2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
Специфика дисциплины и актуальность ее изучения в современной системе общего образования
Учебная дисциплина МДК.03.04. «Теория и методика математического развития» входит в перечень учебных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы, связанные с методикой формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Необходимость систематической подготовки детей в дошкольных учреждениях к усвоению школьного курса математики явилась причиной введения обязательного курса «Формирование элементарных математических представлений дошкольников» в систему подготовки будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Программа курса отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике.
Цель –теоретическая и методической подготовка студентов для осуществления познавательной деятельности дошкольников в ДОУ, с учетом регионального компонента.
Задачи:
1) формирование у студентов системы современных преставлений об истории, содержании и перспективах дошкольного образования в познавательной области «ФЭМП»;
2) совершенствование знаний об общих способах методической деятельности, которыми он может пользоваться при организации изучения различных математических понятий детьми дошкольного возраста на знаниях и в повседневной жизни;
3) способствование освоению системы инновационных педагогических технологий дошкольного образования, ориентированных на формирование элементарных математических представлений дошкольников;
4) ознакомление с разнообразием технических средств обучения и информационно-коммуникативных технологий в системе образования и воспитания для расширения возможностей познавательной деятельности;
5) формирование самостоятельной аналитической деятельности, позволяющей провести теоретический анализ при выборе адекватной альтернативной программы в соответствии с учетом возможностей и потребностей своих детей, а также методологический анализ программы и ее дидактического обеспечения;
6) формирование и развитие у студентов творческого методического мышления, развитие изобретательских задатков.
Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками
Учебная дисциплина «Теория и методика математического развития» входит в цикл специальных дисциплин. Преподавание учебной дисциплины опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких учебных дисциплин, как «Детская психология», «Дошкольная педагогика», и тесную взаимосвязь с «Философией» и всеми методиками дошкольного образования.
Важно понимание интегративной, межпредметной сущности познавательной деятельности и современных педагогических технологий, творческое использование их в своей работе. Очевидно, что все это требует всесторонней подготовки воспитателя, изучения им таких предметов, как философия, психология, педагогика, анатомия и физиология, а также других предметов естественного и гуманитарного цикла.
НАУКИ
МЕТОДИКИ
Методика формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду связана со многими науками, и прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесс его воспитания и обучения.
Наиболее тесная связь существует у нее с дошкольной педагогикой, наукой о коммунистическом воспитании детей. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т. д. Связь эта по своему характеру взаимная: исследование и разработка проблем формирования элементарных математических представлений у детей в свою очередь совершенствует педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим материалом.
Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического воспитания и др.
Подготовка детей к усвоению математики в школе не может осуществляться успешно без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объем н содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в детском саду и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности.
Реформой общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача повышения качества обучения всем общеобразовательным предметам, в том числе и математике. Общеизвестно, что при усвоении математических знаний у многих учащихся возникают серьезные затруднения, причиной которых, как правило, бывает недостаточная математическая подготовка в дошкольном возрасте.
Совершенствование содержания и методов обучения математике в школе предполагает новое отношение к подготовке детей в период, непосредственно предшествующий школьному обучению. В настоящее время уже внесены существенные изменения в программу развития математических представлений у дошкольников (увеличение объема устного счета, счет групп предметов, обучение измерению отдельных величин, расширение геометрических знаний и др.);" найдены и апробированы более эффективные методы и средства обучения (моделирование, проблемные задачи и ситуации, развивающие и обучающие игры и т. д.). Связь с методикой обучения математике в начальной школе позволяет верно определить основные пути дальнейшего совершенствования методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Обучение должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.
Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков, которые не являются чем-то застывшим и меняются в зависимости от типа обучения. Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представлениями велики и до конца еще не раскрыты, полностью не изучены.
Рациональное построение процесса обучения связано с созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особенностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологических процессов у дошкольников служат основой для определенияместа и длительности занятий по формированию элементарных математических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-познавательных задач и т. д.).
Методика формирования элементарных математических представлений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований. В марксистско-ленинской теории она находит прочную методологическую основу, которая обеспечивает всестороннее и глубокое рассмотрение явления в его развитии, соблюдение принципа объективности, конкретности, единства теории и практики.
Связь с различными науками создает теоретическую базу методики формирования математических представлений у детей в детском саду.
Нормативная база
Перечень нормативных документов, лежащих в основе курса:
· «Базовый стандарт высшего образования» утвержденной МОН Украины № 576 от 22.08.2003г.
· Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», 2015г.
· Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 г.г. Приказ № 326, от 30.07.2015г.
· Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, 2015г.
· Типовая образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 409 от 18.08.2015г.)
·