Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками

Лекция 1

Раздел 1. Психолого-педагогические основы математического развития детей дошкольного возраста

Тема 1.1. Введение в дисциплину МДК. 03.04. Теория и методика математического развития

ПЛАН

1. Специфика дисциплины и актуальность ее изучения в современной системе общего образования

Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками.

Нормативная база.

Актуальность психолого-педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

Вопросы

Что изучает предмет «Теория и методика математического развития»?

2. Раскройте связь предмета с науками и частными методиками.

3. Аргументируйте актуальность психолого-педагогической работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

Задания для самостоятельной работы

1.Скачать электронные версии учебников по дисциплине.

2.Повторить конспект лекции.

Литература:

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.

2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студент. дошк. отн-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

Специфика дисциплины и актуальность ее изучения в современной системе общего образования

Учебная дисциплина МДК.03.04. «Теория и методика математического развития» входит в перечень учебных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы, связанные с методикой формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Методика формирования элементарных математических пред­ставлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования явля­ется изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в ус­ловиях общественного воспитания.

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Необходимость систематической подготовки детей в дошко­льных учреждениях к усвоению школьного курса математики явилась причиной введения обязательного курса «Формирова­ние элементарных математических представлений дошкольни­ков» в систему подготовки будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Программа курса отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошко­льников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индиви­дуального подхода к ребенку при обучении математике.

Цель –теоретическая и методической подготовка студентов для осуществления познавательной деятельности дошкольников в ДОУ, с учетом регионального компонента.

Задачи:

1) формирование у студентов системы современных преставлений об истории, содержании и перспективах дошкольного образования в познавательной области «ФЭМП»;

2) совершенствование зна­ний об общих способах методической деятельности, которыми он может пользоваться при организации изучения различных математических понятий детьми дошкольного воз­раста на знаниях и в повседневной жизни;

3) способствование освоению системы инновационных педагогических технологий дошкольного образования, ориентированных на формирование элементарных математических представлений дошкольников;

4) ознакомление с разнообразием технических средств обучения и информационно-коммуникативных технологий в системе образования и воспитания для расширения возможностей познавательной деятельности;

5) формирование самостоятельной аналитической деятельности, позволяющей провести теоре­тический анализ при выборе адекватной альтернативной про­граммы в соответствии с учетом возможностей и потребностей своих детей, а также методологический анализ программы и ее дидактического обеспечения;

6) формирование и развитие у студентов творческого методического мышления, развитие изобретательских задатков.

Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками

Учебная дисциплина «Теория и методика математического развития» входит в цикл специальных дисциплин. Преподавание учебной дисциплины опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких учебных дисциплин, как «Детская психология», «Дошкольная педагогика», и тесную взаимосвязь с «Философией» и всеми методиками дошкольного образования.

Важно понимание интегративной, межпредметной сущности познавательной деятельности и современных педагогических технологий, творческое использование их в своей работе. Очевидно, что все это требует всесторонней подготовки воспитателя, изучения им таких предметов, как философия, психология, педагогика, анатомия и физиология, а также других предметов естественного и гуманитарного цикла.

НАУКИ

Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru

       
    Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru
  Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru
 

МЕТОДИКИ

Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru

Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками - student2.ru

Методика формирования элементарных математических пред­ставлений у детей в детском саду связана со многими науками, и прежде всего с теми, предметом изучения которых являются раз­ные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесс его воспитания и обучения.

Наиболее тесная связь существует у нее с дошкольной педаго­гикой, наукой о коммунистическом воспитании детей. Методика фор­мирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы ор­ганизации и т. д. Связь эта по своему характеру взаимная: иссле­дование и разработка проблем формирования элементарных мате­матических представлений у детей в свою очередь совершенст­вует педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим ма­териалом.

Многосторонние контакты существуют между частными методи­ками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического воспитания и др.

Подготовка детей к усвоению математики в школе не может осуществляться успешно без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школь­ников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объем н содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в дет­ском саду и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности.

Реформой общеобразовательной и профессиональной школы по­ставлена задача повышения качества обучения всем общеобразова­тельным предметам, в том числе и математике. Общеизвестно, что при усвоении математических знаний у многих учащихся возникают серьезные затруднения, причиной которых, как правило, бывает недостаточная математическая подготовка в дошкольном возрасте.

Совершенствование содержания и методов обучения математике в школе предполагает новое отношение к подготовке детей в период, непосредственно предшествующий школьному обучению. В насто­ящее время уже внесены существенные изменения в программу развития математических представлений у дошкольников (увеличе­ние объема устного счета, счет групп предметов, обучение измере­нию отдельных величин, расширение геометрических знаний и др.);" найдены и апробированы более эффективные методы и средства обу­чения (моделирование, проблемные задачи и ситуации, развивающие и обучающие игры и т. д.). Связь с методикой обучения математике в начальной школе позволяет верно определить основные пути даль­нейшего совершенствования методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Обучение должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является пред­метом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развива­ются в процессе обучения.

Психологические особенности и закономерности восприятия ре­бенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных ма­тематических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков, которые не яв­ляются чем-то застывшим и меняются в зависимости от типа обу­чения. Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представле­ниями велики и до конца еще не раскрыты, полностью не изу­чены.

Рациональное построение процесса обучения связано с созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особен­ностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологичес­ких процессов у дошкольников служат основой для определенияместа и длительности занятий по формированию элементарных мате­матических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование раз­личных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-по­знавательных задач и т. д.).

Методика формирования элементарных математических представ­лений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показыва­ет, как постепенно изменялись концепции первоначального обу­чения математике в зависимости от запросов жизни и уровня раз­вития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть поло­жительный опыт прошлого, а также результаты новейших иссле­дований. В марксистско-ленинской теории она находит прочную ме­тодологическую основу, которая обеспечивает всестороннее и глубо­кое рассмотрение явления в его развитии, соблюдение принципа объ­ективности, конкретности, единства теории и практики.

Связь с различными науками создает теоретическую базу мето­дики формирования математических представлений у детей в детском саду.

Нормативная база

Перечень нормативных документов, лежащих в основе курса:

· «Базовый стандарт высшего образования» утвержденной МОН Украины № 576 от 22.08.2003г.

· Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», 2015г.

· Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 г.г. Приказ № 326, от 30.07.2015г.

· Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, 2015г.

· Типовая образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 409 от 18.08.2015г.)

·

Наши рекомендации