Конспект содержания посещенного урока
Лабораторное занятие № 2
ПОСЕЩЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ, СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
I. Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
1.1.Повторите теоретический материал по темам: «Методы обучения, их классификация», «Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе», «Современные средства обучения».
1.2. Прочитайте фрагмент учебно-методического пособия М.Г. Ермолаевой «Современный урок: анализ, тенденции, возможности» о педагогическом анализе урока (см. раздел III). Сделайте записи в форме «двухчастного дневника» (табл. 14).
Таблица14
Цитата | Комментарий |
1.3. Ознакомьтесь (по возможности)с темой урока, который вы посетите, и его содержанием(по учебной программе, учебнику и т.п.). Продумайте, урок какого типа и структуры может быть проведен по данной теме; какие методы, приемы и средства обучения могут быть реализованы на этом уроке. Повторите характеристику типологических (возрастных) особенностей учащихся того класса, в котором вы будете присутствовать на уроке.
1.4.. Изучите схемы:
· фиксации своих наблюдений на уроке (табл. 15);
· аспектного анализа урока: с точки зрения принципов обучения (табл. 16) и
методов обучения (табл. 17);
· структурного анализа урока (табл. 18).
Таблица 15
Конспект содержания посещенного урока
Этапы урока | Содержание (ход) урока | Наблюдения, выводы, замечания | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Таблица 16
№ п/п | Критерии (показатели) осуществления на уроке принципов и правил обучения | Содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с критериями |
1. | Принцип научности обучения и принцип связи обучения с практикой, с жизнью, опытом учащихся: - включает ли содержание обучения фундаментальные вопросы основ науки; соответствует ли оно современному уровню развития науки, техники и т.п.; - знакомятся ли школьники в процессе обучения с отдельными методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, постановка опыта, проведение эксперимента и т.п.); овладевают ли они общеучебными учениями и навыками, умениями самообразования; - узнают ли учащиеся, какое практическое приложение находят изучаемые теоретические знания; сочетается ли в процессе обучения теоретический материал с различными видами практических заданий, направленных на применение, проверку, закрепление полученных знаний, выработку соответствующих умений и навыков; - используется ли на уроке краеведческий материал, знакомятся ли учащиеся с социально-экономическими событиями в стране и за рубежом и т.п. - опирается ли учитель в процессе обучения на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий теоретический, обобщенный уровень; осуществляют ли учащиеся самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение и правильность его применения на практике и т.п. | |
2. | Принципы наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении: - применялись ли в процессе обучения иллюстрации, демонстрации, наглядные пособия, технические средства обучения, лабораторно-практические работы, современные информационные технологии и т.п., с какими целями и на каких этапах урока; насколько это рационально сочеталось с другими методами обучения и соответствовало возрастным особенностям учащихся; руководил ли учитель познавательной деятельностью учащихся в процессе использования наглядных средств; - насколько наглядность способствовала развитию теоретического мышления, формированию понятий, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, осмысленному и сознательному усвоению ими знаний; - проводилась ли учителем работа по формированию у школьников умений осознавать учебную задачу и решать её, а также других общеучебных умений; - создавались на уроке условия для формирования активного отношения школьников к учению: создавались ли ситуации занимательности, новизны, эмоционально-ценностных переживаний, успеха и т.п.; применялись ли активные, проблемные, игровые методы обучения; формировались ли мотивы учебно-познавательной деятельности, воспитывался ли у учащихся познавательный интерес и т.п.; отказался ли учитель от чрезмерной регламентации деятельности учащихся, от подавления их инициативы, самостоятельности, творчества | |
3. | Принципы систематичности, последовательности в обучении и прочности результатов обучения: - актуализировал ли учитель имеющиеся у учащихся знания перед изучением нового материала, насколько новый материал был связан с изученным ранее, применялось ли опережающее обучение; использовались ли внутрипредметные и межпредметные связи; - выделялись ли основные, наиболее существенные аспекты изучаемого материала, отделялось ли главное от второстепенного; делались ли обобщающие выводы по каждому законченному фрагменту изучаемого материала; осуществлялось ли четкое структурирование изучаемого содержания в соответствии с его логикой; - создавались ли условия для самостоятельного выполнения заданий, формировались ли общеучебные умения и навыки; происходило ли обучение разнообразным способам систематического, логического развернутого или сжатого изложения своих мыслей (пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад и т.п.); - осуществлялось ли регулярное повторение изученного с введением элементов интерпретации или новой оценки усваяемого материала; проводилась ли систематизация материала, связанная с его самостоятельны воспроизведением; применялись ли полученные знания в новых ситуациях; осуществлялся ли систематический контроль и оценка результатов обучения | |
4. | Принципы доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащих в процессе обучения (дифференцированный и индивидуальный подходы): - насколько содержание изучаемого материала, применяемые формы, методы и средства обучения соответствовали возрастным возможностям, уровню обученности учащихся; были ли учащиеся подготовлены к восприятию и усвоению нового материала; изучали ли учащиеся материал на высшем уровне своих возможностей; - соблюдались ли правила реализации принципа доступности: от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; - учитывался ли учителем уровень развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания и т.п.), общеучебных и предметных умений каждого ученика, его индивидуальный темп (скорость продвижения) при овладении новыми знаниями или умениями; учитывались ли такие индивидуальные характеристики, как темперамент, характер, способности, волевые качества учащихся; - насколько удачно с точки зрения индивидуализации обучения сочетались фронтальные, коллективные, парные, индивидуальные формы организации обучения; реализовывалась ли на уроке уровневая дифференциация (базовый, повышенный, углубленный уровень изучения предмета) | |
5. | Принципы развивающего и воспитывающего обучения, гуманизации обучения: - направлялось ли обучение на развитие у школьников познавательных процессов (разных видов мышления, памяти, внимания, воображения и т.п.), речи, познавательной активности, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер; находилось ли обучение в «зоне ближайшего развития» учащихся; осуществлялось ли интеллектуальное, социальное, нравственное развитие личности; - решались ли на уроке задачи воспитания и каким образом это достигалось (содержание учебного материала, методы и формы организации обучения, личностно-профессиональные качества учителя и т.д.); формировалось ли научное мировоззрение, воспитывались ли отношения учащихся к себе и другим людям, к науке (изучаемому предмету), природе, обществу, труду, искусству и т.д., воспитывались ли основы базовой культуры личности, волевые черты характера и привычки поведения; - сочетал ли педагог уважение к учащимся с разумной требовательностью к ним, опирался ли он на положительные качества учащихся; создавались ли ситуации успеха на уроке, развивалась ли творческая активность учащихся; чувствовали ли школьники защищенность и эмоциональную комфортность в процессе обучения; проявлялись ли уважение, такт, терпение во взаимодействии педагога и учащихся |
Таблица 17