II. Изучение нового материала. 1. Ученики читают текст п
1. Ученики читают текст п. 25; на доске появляются записи:
2. Учитель предлагает учащимся увидеть, в чем «особенность» дробей; подводит учащихся к мысли, что в первой дроби числитель меньше знаменателя, а во второй и третьей дроби числитель равен и больше знаменателя.
3. Дается определение правильной и неправильной дробей.
4. Сравнивают дроби с единицей.
III. Закрепление.
1. Работа с сигнальными карточками.
Если утверждение верно, ученики показывают карточку зеленого цвета, если неверно – красного цвета.
а) – неправильная дробь; б) – правильная дробь;
в) – правильная дробь; г) – неправильная дробь.
2. № 976, 975, 973.
3. Самостоятельно № 995, 997 (а).
IV. Итог урока.
1. Ответить на вопросы:
а) Какую дробь называют правильной, какую неправильной?
б) Может ли правильная дробь быть больше, чем 1?
в) Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1?
2. «А ну-ка, сообрази!».
На рисунке изображены две группы линий. Чем отличаются линии одной группы от линий другой?
Ответ: линии первой группы самопересекающиеся, а линии второй группы – без точек самопересечения.
V. Домашнее задание:п. 25; № 999, 1001, 820 (в, г), повторить п. 13, 14. В математический словарь: правильная дробь и неправильная дробь.
Урок № 87
Правильные и неправильные дроби (п. 25)
Оборудование: плакат.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Консультанты докладывают о результатах выполнения домашнего задания.
II. Устные упражнения.
1. № 984 (в, г); 986, 989, 992.
2. Повторить по вопросам теорию.
III. Тренировочные упражнения.
1. При каких значениях а дробь: будет правильной? неправильной?
2. № 979 (Рассуждать можно примерно так: «На 5 м2 поверхности расходуется 1 кг краски, на 1 м2 – кг краски, а на 3 м2 – кг краски).
3. № 982 (с рассуждениями «по цепочке»).
4. Какие натуральные числа можно подставить вместо х, чтобы было верно неравенство ?
5. Найдите два значения а, при которых дробь будет неправильная и меньше .
6. Учащиеся собрали 15 т моркови, выполнив задания. Сколько тонн моркови нужно было собрать учащимся?
7.* При каких значениях х дробь равна ?
IV. Итог урока.
1. Учитель предлагает ученикам назвать какую-либо дробь.
Беседа по вопросам:
Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби?
Сравните её с единицей.
Правильная эта дробь или неправильная?
Как нужно изменить числитель, чтобы дробь стала правильной (неправильной)?
2. Какую часть составляют 23 м2 от ара? 23 м2 от гектара?
V. Домашнее задание:п. 23–25; № 1000, 1002, 1004 (б). Подготовиться к контрольной работе. Повторить единицы измерения длины и площади.
Урок № 88
Контрольная работа № 7 (п. 23–25)
Вариант I
1. Длина прямоугольника 56 см. Ширина составляет длины. Найдите ширину прямоугольника.
2. На районной олимпиаде участников получили грамоты. Сколько участников было на олимпиаде, если грамоты получили 48 человек?
3. Сравните: а) и ; б) и .
4. Какую часть составляют:
а) 19 га от квадратного километра;
б) 39 часов от недели;
в) 37 г от 5 кг?
5. При каких натуральных значениях k дробь будет правильной?
Вариант II
1. В волейбольной секции школы занимаются 45 учащихся. Мальчики составляют учащихся секции. Сколько мальчиков в волейбольной секции школы?
2. На стоянке всех находящихся там машин были «Жигули». Сколько всего машин было на стоянке, если «Жигули» было 28?
3. Сравните: а) и ; б) и .
4. Какую часть составляют:
а) 29 м2 от гектара;
б) 217 с от часа;
в) 9 кг от 7 ц?
5. При каких натуральных значениях n дробь будет правильной?
Домашнее задание: 1) решить другой вариант; 2) познакомиться с п. 26.
Урок № 89
Сложение и вычитание дробей