История взаимосвязи науки и техники

Мы живем в эпоху научно-технической революции. Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Так было не всегда. зачатки науки и техники появились еще в Древнем мире, но развивались они обособленно друг от друга. Древние греки, например, создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные на основе научного прогресса машины.
Только в Новое время в западной культуре "отношение человека к природе превращалось из созерцательного в практическое. Теперь уже интересовались не природой какой она есть, а прежде всего задавались вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание поэтому превратилось в технику. Точнее, оно соединилось с техникой в единое целое" (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987, с. 21).
Техника в целом - это совокупность усилий, направленных на то, чтобы справиться с природой, а также антропогенно преобразованной средой. Техника - не просто машины, а систематический, упорядоченный подход к объектам с применением математического аппарата и различных экспериментальных процедур.
В книге В.Ферикса "Технологический человек. Миф и реальность" утверждается, что современные физиология, психология, эволюционная биология и антропология, вместе взятые, доказывают, что нельзя проводить различие между "хомо сапиенс" и "хомо фабер", человеком - мыслителем и человеком - двигателем. Сегодня мы осознали, что человек не мог бы стать мыслителем, если бы он не был в то же самое время двигателем. Человек создал орудия, но орудия создали человека.
Тесная связь между наукой и техникой, отражающаяся в самом термине "научно-техническая революция", облегчается тем обстоятельством, что, как отметил Б.Рассел, "мир техники в широком смысле имеет ту же рациональную структуру, что и идеальный мир науки. Техника исходит из науки, а последняя руководствуется техникой".
Эта связь между наукой и техникой, постоянно усиливающаяся, особенно в западной культуре, привела в середине ХХ века к созданию качественно новой системы, породившей принципиально новую ситуацию на всей нашей планете. Осознание этой реальности - процесс, который еще далек от своего завершения.
Из всей совокупности наук естествознание в первую очередь оказывало существенное воздействие на характер развития технических наук. Это вполне закономерно, учитывая генетическую взаимосвязь естественно­научного и технического знания. Иное дело, что на различных этапах исторического развития составляющий системы "естествознание - техникознание" имели различную степень и форму взаимодействия.
Первоначально теоретическое естествознание не отделялось, в сущности, от технического знания. В явном виде система научных представлений не дифференцировалась, с одной стороны, на совокупность знаний о закономерностях природных вещей и процессов, а с другой - знаний о методах и способах их материализации с целью создания соответствующих реальных объектов.
Отмеченная тенденция начинает изменяться лишь в эпоху Нового времени. Формирование естественных наук и генезис машинной техники потребовали целенаправленного использования данных естествознания о природных структурах и закономерностях. Это привело к активной материализации естественнонаучного знания, отделению сферы технического знания.
Как же складывалась взаимосвязь составляющих исторической системы "естествознание - техникознание"?
С одной стороны, естествознание не только способствует дальнейшему углублению научной картины мира, но и представляет технике более совершенные методы материализации выявленных природных закономерностей. С другой стороны, технические науки, повышая свое теоретическое обоснование, стимулируют новые направления научных исследований и разработок.
Системе "естествознание - техникознание" присущи два взаимосвязанных процесса:
- "сциентификация" технического знания, т.е. его развитие на основе взаимосвязи с фундаментальными естественнонаучными исследованиями и разработками;
- "техногологизация" естественнонаучного знания, т.е. создание технико-технологически ориентированных теорий, конкретизация общенаучных представлений.
Именно на "стыке" естественных и технических дисциплин происходит "прорыв" в научно-технической сфере - создание микроэлектроники, биотехнологии и др.
В современной литературе, рассматривая вопрос о соотношении науки и техники, выделяют следующие основные подходы:
1) техника рассматривается как прикладная наука;
2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы;
3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;
4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;
5) до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук.
Рассмотрение техники как прикладной науки, долгое время господствовавшее в философии техники, получило название линейной модели. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой - лишь его применение, является упрощенной, а потому и неадекватной.
Эволюционная модель рассматривает процессы развития науки и техники как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные. Чаще всего она понимает технический прогресс как опирающийся прежде всего на эмпирическое значение, полученное в процессе имманентного развития самой техники, а не на теоретическое знание, привнесенное извне научным исследованием. Односторонним является акцентирование внимания лишь на эмпирическом характере технического знания: очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в технических науках.
Характерной особенностью современных технических наук является регулярное, систематическое и целенаправленное применение научных знаний в технической практике. При этом происходит как "специализация техники", так и "технизация науки".

Наши рекомендации