Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать

ü Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.

ü Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.

ü Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.

ü Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.

ü Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.

ü Каждая игра включает в себя цель, ход и рекомендации для взрослого, который проводит игру.


Представленные игры делятся на две группы: игры со звукамии игры с буквами.
Игры со звуками можно проводить в любое время – утром, после сна, вечером.

Что необходимо знать взрослому, который хочет научить ребенка читать

1. Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.

2. Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.

3. Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.

4. Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.

5. Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.

6. Каждая игра включает в себя цель,ход и рекомендациидля взрослого, который проводит игру.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель.Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова»
Цель.Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышел звук Ув слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель.Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

«Путешествия по комнате (группе)»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.
Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.
Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель.Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»
Цель.Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш,а,р.
Слово: шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец:
Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: р,а,к.
Слово: рак.
3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец:
Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: с,о,к.
Слово: сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

«Цепочка слов»
Цель.Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.
Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.
Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.
Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Взрослый Ребенок
Звук А Апельсин
Звук У Улитка
Звук И Иголка

Другой вариант игры с мячом. Дети стоят в круге (педагог вместе с детьми). Педагог предлагает детям определить, с каким звуком нужно называть слова. Назвав звук, педагог, передавая мяч ребенку, произносит слово, которое начинается с этого звука. Игра заканчивается, когда мяч оказывается снова в руках педагога.
Постепенно темп игры ускоряется. Можно поставить песочные часы, чтобы дети, наблюдая за тем, как высыпается песок, стремились быстрее называть слова.
Игры можно проводить, сидя за столами, которые стоят в группе каждый раз по-разному: буквой П, Т, в виде круга, овала. Главное, чтобы столы не стояли, как парты в школе. Психологи считают, что дети чувствуют себя наиболее психологически защищенными, если занимаются с педагогом за круглым столом.
Итак, дети (6-7 человек) сидят за круглым столом. Педагог сидит вместе с детьми и предлагает им выбрать любой звук, с которым все дети будут называть слова. Например, дет выбрали звук М. Считалка помогает определить игрока, который начинает игру. Назвав слово на звук М, ребенок берет за руку соседа справа, сосед называет свое слово на звук М и берет за руку своего соседа, и т.д. игра заканчивается, когда все дети соединили руки. Все поднимают руки вверх и кричат «ура!» - цепочка из рук получилась. Если ребенок не может вспомнить слово, цепочка считается разорванной, но огорчаться не стоит, так как друзья помогут.
Сначала эта игра проводиться медленно, педагог дает возможность ребенку подумать: затем темп ускоряется.
Интерес детей к таким играм не пропадает, если игры будут разнообразными, неожиданными, с сюрпризами – всегда новыми для ребенка.

«Волшебники»
Цель.Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

Взрослый Ребенок  
Ток Сок (т-с)
Дом Сом (д-с)
Лук Сук (л-с)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

«Имена детей»
Цель.Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.
Ход
Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.
Ребенок. Алиса, Аня, Антонина...
Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. какое имя девочки мы услышим?
Ребенок. Таня.
Взрослый к имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?
Ребенок. Саня.
И т.д.
Если вы сами проводите эти занятия с увлечением, в игровой и занимательной форме, то вскоре убедитесь, что у детей появляется особый интерес к слову, они начинают экспериментировать со словом, задают вопросы, ждут, когда вы найдете время чтобы поиграть снова.

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
Уважаемые педагоги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении. Поверьте, от нас зависит, захотят наши дети пойти в первый класс или нет.

Основные направления подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте В условиях внедрения в практику работы образовательных учреждений вариативных образовательных программ, реализующих различные подходы к образованию и развитию ребенка, проблема преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования стала более острой. На современном этапе решение данной проблемы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Известно, что успешное обучение ребёнка в школе может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает наличие у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и социальную подготовку. Для обучения в школе необходимы достаточно высокий уровень ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения. При существующей вариативности содержания программ дошкольного образования необходимо сохранить направленность педагогической деятельности на постановку тех приоритетных задач, обозначенных в Концепции непрерывного образования, решение которых повлечет за собой именно изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии ребенка (т.е. приведет к формированию значимых новообразований дошкольного возраста), а не типичную подготовку к школе, превратившуюся в "натаскивание" ребенка по различным предметным областям. В настоящее время существует множество вариативных программ по подготовке детей к школе и программ начального обучения. Их содержание постоянно обновляется и уточняется с учетом требований времени и новейших достижений в области научных исследований. К сожалению, необходимо признать, что эти изменения касаются, в основном, содержания в образовательных областях "Словесность" и "Математика". Не претендуя на подробный анализ программ, укажем лишь на некоторые факты. Так, частично материал программы начальной школы перенесен в ДОУ (например, чтение текстов, введение правил написания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, анализ слов с йотированными буквами Е,Ё,Ю,Я когда они обозначают два звука и т.д.). Вследствие такого переноса происходит увеличение объема изучаемого материала и автоматический рост нагрузки. Позже, при обучении в школе, ребенок вдруг замечает, что это он уже "учил в садике", хотя материал был предложен педагогом как ознакомительный, пропедевтический. Поэтому педагогам ДОУ необходимо более тщательно подходить к отбору материала. Желательно исключить из программы школьный материал и увеличить время на продуктивную работу по становлению личностных качеств дошкольника, необходимых в качестве его готовности к школе (например, исключить изучение правил о гласной после шипящих, о Ь и Ъ разделительных знаках, обязательное чтение текстов всеми детьми и др.). Рассмотрим примерное содержание программы обучения грамоте. Успешное обучение грамоте в школе предполагает, что на этапе дошкольной подготовки основной задачей подготовки к ОГ является ПРАКТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ со звуками речи и предложением. Сюда же войдут правильная посадка при письме, умение располагать тетрадь, правильно держать ручку и карандаш, развитие и укрепление мелких мышц пальцев и кисти руки, элементарных графических навыков (пространственная ориентировка на листе бумаги и др.) Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:
  • на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
  • на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте. Основная задача подготовительного курса - формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что поможет детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука). В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением). Основная задача - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. В подготовительной группе дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки (возможно обучение и слитному способу чтения, выкладывание простейших предложений из букв разрезной азбуки). Основная задача - анализ и синтез слов и предложений разной конструкции. Помочь реализовать все вышеназванные задачи поможет развивающая среда, которая окружает ребенка и в ДОУ, и дома. Это специально организованная личностно-ориентированная среда, которая побуждает ребенка делать осознанный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, учит принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них свои коррективы, следовательно, идти по пути творческого развития. Эта среда учит уважать и учитывать интересы и потребности других, умению сообща и бесконфликтно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки. В помощь педагогам разработаны памятки по формированию навыков звукового анализа у дошкольников; речевые задачи, стоящие перед детьми каждой возрастной группы; направления работы со словом, приемы работы со словом; направления работы по обучению построению предложения и связного высказывания; приемы работы с предложением и текстом. Например, общие правила по формированию навыков звукового анализа. 1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
  • выделение звука из слова;
  • определение первого звука;
  • определение последнего звука;
  • установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
  • полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
  • с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
  • в речевом плане (проговаривание);
  • по представлению - в уме (самое трудное).
3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:
  • слова из двух гласных (ау, уа);
  • слова из двух звуков (ум, ах, ус);
  • слова из трех звуков (дым, мир);
  • слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
  • слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
  • слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
  • слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
  • слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Наши рекомендации