V. Продолжение работы по теме урока. 1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
– Торт разделили на 10 равных частей. Каждый из восьми человек взял за чаем один кусок торта.
– Какую часть торта съели за чаем восемь человек, если каждый взял один кусок торта?
– Какую часть этого торта съели бы 10 человек, взяв по одному куску? Ответ запишите дробным числом.
– Можно ли записанную дробь заменить натуральным числом?
= 1.
– Выпишите из пункта 5 дроби, равные единице.
= 1; = 1; = 1
2. В ы п о л н и т е задание № 393.
– В чем особенность выражения (195 + а) ∙ 3?
– Найдите значение данного выражения, если: а = 96; а = 128; а = 115.
– Какие знания помогли вам выполнить это задание?
– При каком наименьшем а значение выражения будет трехзначным числом? (Если а = 0, то (195 + 0) ∙ 3 = 585.)
– При каком наибольшем а значение выражения будет трехзначным? (Если а = 138.)
– Объясните, как вы рассуждали.
(195 + а) ∙ 3 = 999
195 + а = 999 : 3
195 + а = 333
а = 333 – 195
а = 138
3. Р а б о т а в печатной тетради № 3, задание № 54.
Р е ш е н и е: масса утки – ч. массы слона;
масса кота – ч. массы медведя;
масса куклы – ч. массы лисы;
масса зайца – ч. массы собаки.
4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а по карточкам.
З а д а н и е 1.
а) Сторона квадрата 4 дм. Его начертили в масштабе 1 : 4. Какова длина сторон этого изображения?
б) Предложите такой масштаб, чтобы изображение квадрата уменьшилось.
З а д а н и е 2.
Изображение прямоугольной клумбы в масштабе 1 : 9 имеет стороны 1 дм 7 см и 13 см. Какие истинные размеры имеет клумба?
З а д а н и е 3.
а) Длина прямоугольника 14 м, а ширина на 6 м короче. Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
б) Сделайте чертеж, выбрав удобный масштаб.
З а д а н и е 4.
Сторона квадратной площади 6 м. Предложите такой масштаб, чтобы ее изображение было удобно начертить:
а) на классной доске;
б) на странице тетради.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите единицы измерения скорости движения.
– Когда дробь равна 1?
Домашнее задание:учебник, № 400 (1, 2), № 393; тетрадь № 3, задание № 55.
У р о к 118 (38).
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Цели: через решение практических задач вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; учить составлять разности с дробными числами и находить их значения; совершенствовать навык решения задач на нахождение периметра и площади прямоугольников в случаях изображения фигур в масштабе; продолжить формирование навыков решения сложных выражений; развивать умение сравнивать, логическое мышление, выделять существенные признаки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Р а з г а д а й т е правило, по которому записаны числа, и заполните пустые «окошки».
2. В ы б е р и т е фигуру, которую нужно нарисовать.
3. С помощью какого действия можно узнать:
1) какое время покажут часы через 4 ч, если сейчас 0 ч; 5 ч; 15 ч; 20 ч;
2) сколько времени пройдет от 14 до 20 ч; от 1 ч до 6 ч; от 12 ч 15 мин до 12 ч 40 мин;
3) какое время показывали часы 7 ч назад, если сейчас 13 ч; 17 ч; 7 ч 25 мин?