V. Продолжение работы по теме урока. 1. В ы п о л н е н и е задания № 453
1. В ы п о л н е н и е задания № 453.
– Прочитайте задачи. Сравните тексты этих задач.
– Чем похожи эти задачи? Чем они отличаются?
– Какая задача является более простой? (Вторая.)
– Почему? (Известно, сколько было всего групп.)
– Решите вторую задачу.
Всего – 225 уч. I шк. – ? уч., ч. II шк. – ? уч. |
Р е ш е н и е:
1) 225 : 9 ∙ 4 = 100 (уч.) – из I школы.
2) 225 – 100 = 125 (уч.) – из II школы.
– Решите другую задачу.
Количество учащихся в 1-й группе | Количество групп | Всего учащихся | ||
I | ? одинак. уч. | 4 гр | ? уч. | 225 уч. |
II | 5 гр | ? уч. |
Р е ш е н и е:
1) 4 + 5 = 9 (гр.) – всего.
2) 22 : 9 = 25 (уч.) – в 1-й группе.
3) 25 ∙ 4 = 100 (уч.) – из I школы.
4) 225 – 100 = 125 (уч.) – из II школы.
– Сравните эти решения.
– Как изменить условие задачи с более длинным решением так, чтобы решение стало короче?
З а д а ч а. Ученики двух школ пришли в бассейн. Для занятий их разбили на равные группы по 25 человек. Ученики одной школы составили 4 группы, а другой – 5. Сколько учеников каждой школы пришли в бассейн?
2. В ы п о л н е н и е задания № 452.
– Прочитайте данные числа. Какие из них вы можете записать римскими цифрами?
– Запишите их и объясните свой ответ.
145 – CXLV;
378 – СССLXXVIII;
299 – CCIC.
Какое наибольшее число можно записать изученными римскими цифрами?
399 – СССLXXXXIX.
Для записи больших чисел в Древнем Риме использовали цифры Д и М.
Объясните их значение, если МСД = 1400.
М – 1000
Д – 500
Запишите числа, данные в пункте 5, римскими цифрами.
СД = 400 ДС = 600 СМ = 900 | МС = 1100 МД = 1500 МДС = 1600 | МСМ = 1900 ММ = 2000 МММ = 3000 |
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите наибольший разряд шестизначного, пятизначного числа.
– Что обозначают римские цифры М и Д?
Домашнее задание:учебник, № 454.
У р о к 140 (60).
Вычитание многозначных чисел
Цели: создать проблемную ситуацию, приводящую учащихся к выводу независимости выполнения операции вычитания многозначных чисел от количества знаков; активизировать умение составлять к задаче схему анализа, развивать навык определения количества действий в решении задачи до ее решения; продолжить работу по заполнению промежутков
между опорными числами согласно подмеченной закономерности; совершенствовать умения чертить развертку объемных тел и склеивать фигуру по полученной выкройке; развивать пространственное мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Какое число стоит в конце цепочки?
2. З а д а ч а.
Купили телевизор и 4 радиоприемника. За все уплатили k р. Цена радиоприемника с р.
Объясните, что обозначают выражения: с ∙ 4, k – c ∙ 4.
3. В ы б е р и т е фигуру, которую нужно нарисовать.
III. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
– Решите математических ребусы:
– Какие трудности у вас возникли?
– Сегодня на уроке мы сформируем правило вычитания многозначных чисел.