V. Продолжение работы по теме урока
1. В ы п о л н е н и е задания № 282.
– Как называются данные выражения? (Произведения.)
– Чем похожи эти произведения? (Первый множитель – трехзначное число, а второй – однозначное.)
– Найдите значения произведений в столбик.
– С какими произведениями связаны частные из пункта 2? Запишите значения частных, не выполняя действия деления.
а) 972 : 3 = 324 | б) 974 : 2 = 487 | в) 648 : 3 = 216 |
– Какие знания помогли вам выполнить это задание? (Взаимосвязь действий умножения и деления.)
– В каждом делимом поменяйте местами цифры всеми возможными способами.
– Запишите с новыми числами частные, не меняя делителей. Выполните деление в столбик.
а) | ||
б) | ||
1 (ост.) | 1 (ост.) | 1 (ост.) |
1 (ост.) |
– Всегда ли числа делились без остатка?
– От чего это зависит?
– Измените цифры в делимом (б) так, чтобы числа делились без остатка.
946 : 2
496 : 2
478 : 2
748 : 2
2. В ы п о л н е н и е задания № 283.
– Разбейте данные ребусы на группы.
– Запишите верные равенства.
О т в е т ы:
– В каждом ребусе пункта 1 замените еще одну цифру звездочкой. Решите новые ребусы.
– Как вы думаете, новые ребусы тоже имеют единственное решение?
– Постарайтесь найти все возможные решения для каждого равенства.
П р и м е ч а н и е. При замене звездочкой еще одной цифры чаще всего появляется несколько решений независимо от того, какая цифра заменена. Так, в первом равенстве при замене звездочкой сотен первого слагаемого получаем: , что приводит к четырем вариантам решения: 448 + 161 = 148 + 461 = 248 + 361 = 348 + 261 = = 609. Замена каждой цифры дает свою серию решений.
3. Р а б о т а в печатной тетради № 2, задание № 41.
Р е ш е н и е. Больше банок меда у Винни-Пуха, на 16 · 2 – 28 = 4 (банки).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие геометрические тела вы знаете?
– Какими линиями на чертеже показывают невидимые линии?
– Как выполнить проверку деления?
Домашнее задание: учебник, № 280 (4), № 281 (3); тетрадь № 2, задание № 40.
У р о к 84 (4).
Деление многозначного числа
на однозначное в столбик
Цели: рассмотреть случаи деления, для которых делимое неудобно разбивать на разрядные слагаемые, так как слагаемые не делятся на делитель без остатка; сформулировать соответствующий алгоритм рассуждений; учить выполнять подобные случаи деления в столбик; закреплять навыки решения задач и выражений; учить применять знания для решения нестандартных заданий; развивать логическое мышление и умение рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. З а п о л н и т е пропуски в схемах так, чтобы получились верные равенства. Найдите все возможные решения.
… : … = … 1 … : … = … … 4 : … = … … 6 : … = … | … · … = … 0 … · … = … 8 … · … = 4 … … · … = 5 … |
2. З а д а ч а.
Два ананаса весят столько же, сколько 4 яблока, а одно яблоко – столько, сколько 3 абрикоса. На одной чаще весов – два ананаса. Сколько абрикосов надо положить на вторую чашу для равновесия?