IV. Работа по теме урока. 1. К о л л е к т и в н о е о з н а к о м л е н и е с материалом по учебнику (№ 160)
1. К о л л е к т и в н о е о з н а к о м л е н и е с материалом по учебнику (№ 160).
2. Р а с с к а з у ч и т е л я.
Было время, когда человек считать еще не умел. Точнее, он знал только два числа: «один» и «много». Потом это «много» стало отодвигаться все дальше и дальше. Появились числа «два» и «три», – но это было так медленно, что на каждое новое число уходили столетия, а то и тысячелетия!
Представьте себе: человек уже делал каменные орудия, западни для диких зверей, шил одежду из шкур, – и все это – проявляя чудеса изобретательности! А вот считать человек не умел. Почему?
Как ни странно, потому что ему трудно было заметить сходство предметов! Считать ведь можно только предметы, похожие друг на друга, а первобытному человеку все казалось различным. Каждый человек из его племени был для него особенным – с каждым его связывали свои особые отношения: ведь все племя было одной большой семьей. Всякий зверь, убитый на охоте, тоже был единственным в своем роде – ведь каждая охота запоминалась надолго: она была настолько опасна, что могла стать последней. Вообще мир виделся первобытному человеку намного ярче, чем нам сегодня. Даже деревья в лесу не казались ему одинаковыми – глаз его всегда искал, чем отличается одно дерево от другого (иначе легко было заблудиться и погибнуть!).
Однако постепенно человек стал замечать сходство предметов, а когда люди стали чем-то обмениваться друг с другом, например, менять шкуры зверей на каменные топоры, появилась и потребность в счете. Самый важный шаг был сделан, когда человек догадался заменить при счете одни предметы другими, более удобными, потому что они всегда под рукой, – например, камешками или раковинами. И когда человек заметил, что у двух шкур и у двух камешков есть что-то общее, он сделал одно из величайших изобретений за всю человеческую историю: он изобрел число!
Со временем человек обнаружил, что удобнее всего пользоваться при счете предметами, которые есть на его руке, то есть пальцами. Так человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Остались и названия некоторых чисел, связанные с первой «вычислительной машиной» – пальцами рук и ног.
Записывали числа сначала совсем просто: делали зарубки на куске дерева или на кости.
Таким способом записывать числа крайне неудобно. Древние римляне использовали особенные знаки для записи чисел: I – единица; V – пять (считают, что этот знак произошел от изображения руки); X – десять (две руки); L – пятьдесят; C – сто; D – пятьсот; M – тысяча.
Римскими цифрами иногда пользуются и сегодня: например, ими часто нумеруют главы в книгах. Однако вычислять с помощью римских цифр неудобно. Те удобные числа, которыми мы пользуемся сегодня, изобрели индийцы: они так любили вычислять, что даже математические книги писали в стихах! Индийцы догадались, что значение цифры может зависеть от ее места в записи числа – именно благодаря этому оказалось возможным записывать все числа с помощью всего десяти цифр.
Индийские цифры так сильно упростили вычисления, что со временем завоевали весь мир. В Европу эти цифры попали благодаря арабам, поэтому индийские цифры называют арабскими.
3. В ы п о л н е н и е задания из учебника (№ 162).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы пилили доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры, легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим,
Раз и два, раз и два,
Будут на зиму дрова.
V. Работа над пройденным материалом.
1. К о л л е к т и в н а я работа (№ 163).
2. Р а б о т а над задачей.
В оранжерее росло 6 рядов розовых кустов, по 7 роз в каждом, и 7 рядов с гвоздиками, по 8 гвоздик в каждом.
– Поставьте к условию вопрос. Решите задачу. Запишите решение сложным выражением.
VI. Итог урока.
– Что нового о радиусах окружности вы сегодня узнали?
Домашнее задание:№ 161.
У р о к 42.
Градус – единица измерения углов
Цели:познакомить с единицей измерения углов – градусом; учить записывать и читать новую величину.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Устный счет.
1. П р о д о л ж и т е закономерность: 6, 12, 24, … .
2. И г р а «Увеличь на 50».
Один ученик называет или показывает на карточке трехзначное число, а другой должен назвать число больше заданного на 50.
3. К а к и е четыре числа в результате перемножения дадут 20?
(О т в е т: 2 · 2 · 5.)
4. З а п о л н и т е пропуски:
2 ч 10 мин = … мин 1 ч 55 мин = … мин | 80 с =… мин 30 с =… мин |
5. 4 пирожка с картошкой стоят 12 рублей. Сколько стоят 6 пирожков с картошкой?
III. Повторение.
1. П р о в е р к а домашнего задания.
2. И н д и в и д у а л ь н а я работа.
Постройте квадрат, периметр которого равен 12 см. Можно ли построить разные квадраты с тем же периметром?