Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним

Модели, бесконечные в своем многообразии, можно классифицировать по самым различным признакам. Прежде всего, все модели можно подразделить на физические и описательные. И с теми и с другими мы постоянно имеем дело, даже не замечая этого, как не замечаем, например, того, что говорим прозой.

Описательные модели различаются по языку описания на словесно-описательные (вербальные), математические и графи­ческие. В частности, к описательным относятся модели, в кото­рых моделируемый объект описывается с помощью слов, черте­жей, математических зависимостей и т. д. К таким моделям мож­но отнести литературу, изобразительное искусство, музыку, хореографию и т. д.

К описательным моделям относятся и экономико-матема­тические модели (ЭММ), которые по общему целевому назна­чению делятся на теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических систем, и прикладные, применяемые для решения конкретных экономических задач системного анализа.

По степени агрегирования объектов моделирования модели различаются на макроэкономические, описывающие функцио­нирование всей экономической системы в целом, и микроэконо­мические, исследующие системы уровня фирмы, предприятия, отдельного подразделения фирмы и т. п.

По характеру учета фактора времени экономико-математические модели подразделяются на статические, в которых все зависимости относятся к единому моменту времени, и динами­ческие, описывающие процесс развития экономической системы во времени.

По учету фактора случайности экономико-математические модели классифицируются на детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями, и вероятностные (стохастические), если при за­дании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимо­сти от действия случайного фактора.

По цели создания и применения выделяют балансовые модели, выражающие требования соответствия наличия факто­ров производства и их использования; оптимизационные моде­ли, предназначенные для выбора оптимального, т. е. наилучше­го по конкретному критерию, решения; и, наконец, алгоритми­ческие модели, предназначенные для использования в режиме машинной имитации исследуемых экономических систем.

Экономико-математические модели могут быть классифи­цированы также по типу математического аппарата, использу­емого для их решения: линейные, нелинейные, модели теории массового обслуживания, модели теории игр и т. д.

Переходя к рассмотрению основных требований к постро­ению ЭММ, необходимо прежде всего отметить, что при ее формализации необходимо четко установить следующее.

1. Цели функционирования объекта, т. е. те конечные резуль­таты, которые необходимо получить путем выбора тех или иных воздействий на моделируемый объект. Математически они фор­мализуются в виде так называемых целевых функций модели.

2. Условия функционирования объекта, т. е. ограничиваю­щие обстоятельства при достижении поставленных целей, фор­мально записываемые в виде системы ограничений. Ограниче­ния модели в известной степени дополняют цели, взаимодействуя, таким образом, с ними.

Важнейшим требованием к любой экономико-математи­ческой модели является адекватность модели, т. е. соответствие модели исследуемой системе (объекту, процессу). При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что никакая модель не может быть полным (точным) отображением исследуемого объек­та во всей его сложности: модель по ее определению требует некоторого упрощенного представления моделируемой системы. Модель всегда абстрактна, и все дело заключается, очевидно, в том, от каких реальных свойств конкретного объекта следует абстрагироваться, чтобы «с водой не выплеснуть ребенка».

Абстрактный характер экономико-математических моделей побуждает людей несведущих расценивать эти модели как нечто непрактическое и нереалистичное. В действитель­ности экономико-математические модели эффективны и практич­ны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономико-математи­ческие модели позволяют нам лучше понимать действительность именно потому, что они игнорируют сбивающие с толку детали действительности.

Более того, известно, что познавательная ценность различ­ных теорий и концепций во многом определяется как раз таким критерием, как их пригодность для абстрактного моделирования социально-экономических процессов, что и обеспечивает необхо­димую глубину понимания изучаемых процессов и явлений.

Применение моделей именно потому и целесообразно, что они позволяют отвлечься от несущественных с точки зрения целей их использования деталей.

Экономико-математические модели эффективны лишь тог­да, когда они отражают важнейшие черты изучаемого процесса, отвлекаясь от тех или иных сторон реального явления, имеющих второстепенное значение для решения данной конкретной зада­чи. Разумная абстракция, допустимая идеализация модели не­обходимы для выявления основных закономерностей процесса и для обеспечения возможностей практического использования мо­делей.

Таким образом, при построении любой экономико-матема­тической модели ее разработчику необходимо стремиться к тому, чтобы выделить и воспроизвести (формализовать) только те свойства и характеристики реальных объектов, которые необхо­димы и достаточны для решения поставленной задачи. При разработке модели необходимо учитывать в ней только наибо­лее существенные (эффективные) факторы и условия.

Очевидно при этом, что существенность условий функцио­нирования объекта должна оцениваться, прежде всего, с точки зрения критерия цели. Например, если речь идет о модели чело­века для детских игр, то эта модель (игрушка) должна быть в определенной степени похожа на человека. А если моделируется (испытывается) новая парашютная система, то в качестве модели человека достаточно взять мешок с песком определенного веса.

Таким образом, при формализации любой ЭММ необходи­мо соответствие между целевой установкой и мерой абстракции, которая должна быть необходимой и достаточной для реализа­ции именно этой, а не какой-либо другой цели. Сформулирован­ное положение может быть названо принципом информационно-целевой адекватности.

Из данного принципа со всей очевидностью следует, что конкретную экономико-математическую модель необходимо использовать, имея в виду строго определенную область ее при­менения. При оценке же экономико-математической модели важ­но понимать, что она не может быть одинаково эффективной абсолютно для всех исследуемых объектов — это такой же нонсенс, как, скажем, универсальное транспортное средство. Ведь никто же не критикует автомобиль за то, что он не летает. К сожалению, аналогичная ситуация в области экономико-матема­тического моделирования не является редкостью.

Важным практическим требованием, предъявляемым к экономико-математическим моделям, является требование их эффективной реализуемости. Необходимость соблюдения данного требования заставляет при построении конкретной экономико-математической модели стремиться к тому, чтобы получить модель, принадлежащую к хорошо изученному классу матема­тических структур, желательно линейных, для которых суще­ствует достаточно универсальный и эффективный метод их решения — так называемый симплексный метод, основная идея которого рассматривается нами в приложении.

Иногда это удается сделать путем некоторого упрощения исходных предпосылок модели, не искажающего существенных черт моделируемого объекта. Чаще же всего экономисты ис­пользуют линейные структуры не потому, что они убеждены в простоте анализируемых фактов, а из-за математических труд­ностей, связанных с нелинейной оптимизацией. В этих достаточ­но сложных условиях (сложных потому, что линейных задач практически не существует) чрезвычайно важным становится умение математика строить линейные модели, более или менее адекватно описывающие нелинейные условия функционирова­ния того или иного объекта.

Естественно поэтому говорить об искусстве экономико-ма­тематического моделирования в сочетании с научными принци­пами построения моделей.

Рассмотрим конкретный простейший пример, иллюстриру­ющий данное утверждение.

Два населенных пункта А к В расположены по одну сторону от прямолинейного участка железной дороги на расстоянии соответственно а и b Определить, где должна быть размещена одна платформа П, чтобы соединяющие ее с населенными пунктами прямолинейные участки шоссейной дороги имели наименьшую суммарную длину (при прочих равных условиях)?

Графическая иллюстрация постановки задачи приводится на рис.3.

 
  Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Рисунок 1.3 Графическая модель «нетворческого» решения задачи

Математическая, кстати, нелинейная модель, соответствующая рис.3, имеет следующий вид:

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Осуществим ее решение.

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Отсюда

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

В результате получим:

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru Если же к построению математической модели данной за­дачи подойти творчески, то ее соответствующая графическая интерпретация может иметь вид, представленный на рис. 1.4.

Рисунок 1.4 Графическая иллюстрация искусства моделирования

Соответствующая рис. 1.4 линейная модель, не требу­ющая никакой оптимизации, будет следующей:

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Откуда

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Очевидно, естественно, что при решении конкретных прак­тических задач могут иметь место ситуации, когда формализа­ция экономической проблемы, несмотря на все искусство ма­тематика, приводит к очень сложной или даже неизвестной ранее математической структуре. Тогда для решения такой модели может потребоваться разработка специального алгоритма или даже оригинального математического аппарата.

Таким образом, разрабатывая экономико-математическую модель, исследователь системы должен всегда иметь в виду, как получить ее решение, ибо от успешной реализации этого этапа моделирования зависит успех всего исследования.

Особое место в системе требований, предъявляемых к экономико-математическим моделям, занимает необходимость их реализации в диалоговом режиме.

Выше уже отмечалось, что экономико-математичес­кая модель не может отразить все многообразие факторов, дей­ствующих в сколько-нибудь сложных экономических системах. В этих условиях обязательным требованием к моделям стано­вится их реализация в так называемом режиме диалога со спе­циалистом (менеджером), хорошо знающим моделируемый объект. Реализация экономико-математической модели в таком режиме предполагает поступление промежуточной информации от модели к специалисту, который на основе ее анализа выра­батывает конкретные управленческие решения, используемые (учитываемые) в процессе последующих реализаций модели на вычислительной технике. Такой подход значительно ускоряет процесс как разработки самой модели, поскольку наиболее трудноформализуемую часть проблемы лицо, принимающее решение (ЛПР), берет на себя, так и ее реализации на вычис­лительной технике (за счет упрощения экономико-математичес­кой модели).

Кроме того, в таком режиме обеспечивается активное уча­стие аппарата управления в процессе поиска оптимальных тра­екторий развития исследуемой экономической системы. Это обстоятельство является весьма существенным достоинством моделей, реализуемых в режиме диалога, ибо одна из распро­страненных ошибок использования экономико-математических моделей, к счастью, в настоящее время преодолеваемая, состоит в абсолютизации моделей и представлении, что они позволяют получать готовые (да еще и оптимальные) управленческие ре­шения. Необходимо совершенно отчетливо понимать, что ника­кие экономико-математические модели не могут предопределять решений: они должны лишь служить решающим звеном в их обосновании.

Необходимо исходить из того, что оптимальный план не тот, который получается в результате точного решения оптими­зационной модели, а тот, который наилучшим образом учитыва­ет знание, опыт и интуицию практических работников, интересы исполнителей плана, а также другие трудноформализуемые фак­торы. Правда, такой план точнее будет назвать рациональным.

В процессе диалога при поиске сложного решения происхо­дит естественное распределение обязанностей между лицом, при­нимающим решение, и ЭВМ: машина производит рутинную об­работку информации и оптимизирует частные решения, а ЛПР управляет расчетной процедурой, помогая машине преодолеть формально неопределенные этапы вычислений. Творческие воз­можности ЛПР дополняются в этом случае вычислительной мощью ЭВМ, реализующих на базе современных математических методов соответствующие экономико-математические модели.

Диалог пользователя с экономико-математической моделью при поиске рациональных решений осуществляется в так называемых точках диалога. Приведем для иллюстрации полное множество таких точек (*) для оптимизационной модели линейного программирования:

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

где

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru - переменные модели ( Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru );

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru - «цены» целевой функции ( Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru );

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru - коэффициенты затрат ресурса Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru -го вида на единицу продукции Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru -тонаименования ( Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru , Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru );

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru - располагаемый объем ресурса Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru -говида ( Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru ).

Технически такой диалог с моделью может быть проведен с помощью коэффициентов {р}, {z} и {k}, вводимых ЛПР перед очередной реализацией модели в ее формализованное представление в памяти ЭВМ.

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним - student2.ru

Изменение значений этих коэффициентов, соответствующее конкретным экономическим организационным мероприятиям (увеличению имеющихся объемов ресурсов, ужесточению норма­тивов затрат ресурсов, увеличению цен на изготавливаемую продукцию и др.), позволит найти рациональное решение по­ставленной проблемы. Диалог с этой моделью предполагает прежде всего анализ ресурсной обеспеченности того или иного плана, поскольку ресурсы являются как бы фильтром, сквозь который приходится пропускать принимаемое решение. Если анализ показывает, что потребность в ресурсах в результате увеличения их объемов или ужесточения нормативов удовлетво­рить невозможно, то приходится пересматривать цели и стра­тегии до тех пор, пока не будет достигнута их обеспеченность ресурсами.

Таким образом, диалоговый процесс планирования можно рассматривать как новую технологию планирования.

Наши рекомендации