Классификация экономико – математических моделей и основные требования к ним
Модели, бесконечные в своем многообразии, можно классифицировать по самым различным признакам. Прежде всего, все модели можно подразделить на физические и описательные. И с теми и с другими мы постоянно имеем дело, даже не замечая этого, как не замечаем, например, того, что говорим прозой.
Описательные модели различаются по языку описания на словесно-описательные (вербальные), математические и графические. В частности, к описательным относятся модели, в которых моделируемый объект описывается с помощью слов, чертежей, математических зависимостей и т. д. К таким моделям можно отнести литературу, изобразительное искусство, музыку, хореографию и т. д.
К описательным моделям относятся и экономико-математические модели (ЭММ), которые по общему целевому назначению делятся на теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических систем, и прикладные, применяемые для решения конкретных экономических задач системного анализа.
По степени агрегирования объектов моделирования модели различаются на макроэкономические, описывающие функционирование всей экономической системы в целом, и микроэкономические, исследующие системы уровня фирмы, предприятия, отдельного подразделения фирмы и т. п.
По характеру учета фактора времени экономико-математические модели подразделяются на статические, в которых все зависимости относятся к единому моменту времени, и динамические, описывающие процесс развития экономической системы во времени.
По учету фактора случайности экономико-математические модели классифицируются на детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями, и вероятностные (стохастические), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора.
По цели создания и применения выделяют балансовые модели, выражающие требования соответствия наличия факторов производства и их использования; оптимизационные модели, предназначенные для выбора оптимального, т. е. наилучшего по конкретному критерию, решения; и, наконец, алгоритмические модели, предназначенные для использования в режиме машинной имитации исследуемых экономических систем.
Экономико-математические модели могут быть классифицированы также по типу математического аппарата, используемого для их решения: линейные, нелинейные, модели теории массового обслуживания, модели теории игр и т. д.
Переходя к рассмотрению основных требований к построению ЭММ, необходимо прежде всего отметить, что при ее формализации необходимо четко установить следующее.
1. Цели функционирования объекта, т. е. те конечные результаты, которые необходимо получить путем выбора тех или иных воздействий на моделируемый объект. Математически они формализуются в виде так называемых целевых функций модели.
2. Условия функционирования объекта, т. е. ограничивающие обстоятельства при достижении поставленных целей, формально записываемые в виде системы ограничений. Ограничения модели в известной степени дополняют цели, взаимодействуя, таким образом, с ними.
Важнейшим требованием к любой экономико-математической модели является адекватность модели, т. е. соответствие модели исследуемой системе (объекту, процессу). При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что никакая модель не может быть полным (точным) отображением исследуемого объекта во всей его сложности: модель по ее определению требует некоторого упрощенного представления моделируемой системы. Модель всегда абстрактна, и все дело заключается, очевидно, в том, от каких реальных свойств конкретного объекта следует абстрагироваться, чтобы «с водой не выплеснуть ребенка».
Абстрактный характер экономико-математических моделей побуждает людей несведущих расценивать эти модели как нечто непрактическое и нереалистичное. В действительности экономико-математические модели эффективны и практичны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономико-математические модели позволяют нам лучше понимать действительность именно потому, что они игнорируют сбивающие с толку детали действительности.
Более того, известно, что познавательная ценность различных теорий и концепций во многом определяется как раз таким критерием, как их пригодность для абстрактного моделирования социально-экономических процессов, что и обеспечивает необходимую глубину понимания изучаемых процессов и явлений.
Применение моделей именно потому и целесообразно, что они позволяют отвлечься от несущественных с точки зрения целей их использования деталей.
Экономико-математические модели эффективны лишь тогда, когда они отражают важнейшие черты изучаемого процесса, отвлекаясь от тех или иных сторон реального явления, имеющих второстепенное значение для решения данной конкретной задачи. Разумная абстракция, допустимая идеализация модели необходимы для выявления основных закономерностей процесса и для обеспечения возможностей практического использования моделей.
Таким образом, при построении любой экономико-математической модели ее разработчику необходимо стремиться к тому, чтобы выделить и воспроизвести (формализовать) только те свойства и характеристики реальных объектов, которые необходимы и достаточны для решения поставленной задачи. При разработке модели необходимо учитывать в ней только наиболее существенные (эффективные) факторы и условия.
Очевидно при этом, что существенность условий функционирования объекта должна оцениваться, прежде всего, с точки зрения критерия цели. Например, если речь идет о модели человека для детских игр, то эта модель (игрушка) должна быть в определенной степени похожа на человека. А если моделируется (испытывается) новая парашютная система, то в качестве модели человека достаточно взять мешок с песком определенного веса.
Таким образом, при формализации любой ЭММ необходимо соответствие между целевой установкой и мерой абстракции, которая должна быть необходимой и достаточной для реализации именно этой, а не какой-либо другой цели. Сформулированное положение может быть названо принципом информационно-целевой адекватности.
Из данного принципа со всей очевидностью следует, что конкретную экономико-математическую модель необходимо использовать, имея в виду строго определенную область ее применения. При оценке же экономико-математической модели важно понимать, что она не может быть одинаково эффективной абсолютно для всех исследуемых объектов — это такой же нонсенс, как, скажем, универсальное транспортное средство. Ведь никто же не критикует автомобиль за то, что он не летает. К сожалению, аналогичная ситуация в области экономико-математического моделирования не является редкостью.
Важным практическим требованием, предъявляемым к экономико-математическим моделям, является требование их эффективной реализуемости. Необходимость соблюдения данного требования заставляет при построении конкретной экономико-математической модели стремиться к тому, чтобы получить модель, принадлежащую к хорошо изученному классу математических структур, желательно линейных, для которых существует достаточно универсальный и эффективный метод их решения — так называемый симплексный метод, основная идея которого рассматривается нами в приложении.
Иногда это удается сделать путем некоторого упрощения исходных предпосылок модели, не искажающего существенных черт моделируемого объекта. Чаще же всего экономисты используют линейные структуры не потому, что они убеждены в простоте анализируемых фактов, а из-за математических трудностей, связанных с нелинейной оптимизацией. В этих достаточно сложных условиях (сложных потому, что линейных задач практически не существует) чрезвычайно важным становится умение математика строить линейные модели, более или менее адекватно описывающие нелинейные условия функционирования того или иного объекта.
Естественно поэтому говорить об искусстве экономико-математического моделирования в сочетании с научными принципами построения моделей.
Рассмотрим конкретный простейший пример, иллюстрирующий данное утверждение.
Два населенных пункта А к В расположены по одну сторону от прямолинейного участка железной дороги на расстоянии соответственно а и b Определить, где должна быть размещена одна платформа П, чтобы соединяющие ее с населенными пунктами прямолинейные участки шоссейной дороги имели наименьшую суммарную длину (при прочих равных условиях)?
Графическая иллюстрация постановки задачи приводится на рис.3.
Рисунок 1.3 Графическая модель «нетворческого» решения задачи
Математическая, кстати, нелинейная модель, соответствующая рис.3, имеет следующий вид:
Осуществим ее решение.
Отсюда
В результате получим:
Если же к построению математической модели данной задачи подойти творчески, то ее соответствующая графическая интерпретация может иметь вид, представленный на рис. 1.4.
Рисунок 1.4 Графическая иллюстрация искусства моделирования
Соответствующая рис. 1.4 линейная модель, не требующая никакой оптимизации, будет следующей:
Откуда
Очевидно, естественно, что при решении конкретных практических задач могут иметь место ситуации, когда формализация экономической проблемы, несмотря на все искусство математика, приводит к очень сложной или даже неизвестной ранее математической структуре. Тогда для решения такой модели может потребоваться разработка специального алгоритма или даже оригинального математического аппарата.
Таким образом, разрабатывая экономико-математическую модель, исследователь системы должен всегда иметь в виду, как получить ее решение, ибо от успешной реализации этого этапа моделирования зависит успех всего исследования.
Особое место в системе требований, предъявляемых к экономико-математическим моделям, занимает необходимость их реализации в диалоговом режиме.
Выше уже отмечалось, что экономико-математическая модель не может отразить все многообразие факторов, действующих в сколько-нибудь сложных экономических системах. В этих условиях обязательным требованием к моделям становится их реализация в так называемом режиме диалога со специалистом (менеджером), хорошо знающим моделируемый объект. Реализация экономико-математической модели в таком режиме предполагает поступление промежуточной информации от модели к специалисту, который на основе ее анализа вырабатывает конкретные управленческие решения, используемые (учитываемые) в процессе последующих реализаций модели на вычислительной технике. Такой подход значительно ускоряет процесс как разработки самой модели, поскольку наиболее трудноформализуемую часть проблемы лицо, принимающее решение (ЛПР), берет на себя, так и ее реализации на вычислительной технике (за счет упрощения экономико-математической модели).
Кроме того, в таком режиме обеспечивается активное участие аппарата управления в процессе поиска оптимальных траекторий развития исследуемой экономической системы. Это обстоятельство является весьма существенным достоинством моделей, реализуемых в режиме диалога, ибо одна из распространенных ошибок использования экономико-математических моделей, к счастью, в настоящее время преодолеваемая, состоит в абсолютизации моделей и представлении, что они позволяют получать готовые (да еще и оптимальные) управленческие решения. Необходимо совершенно отчетливо понимать, что никакие экономико-математические модели не могут предопределять решений: они должны лишь служить решающим звеном в их обосновании.
Необходимо исходить из того, что оптимальный план не тот, который получается в результате точного решения оптимизационной модели, а тот, который наилучшим образом учитывает знание, опыт и интуицию практических работников, интересы исполнителей плана, а также другие трудноформализуемые факторы. Правда, такой план точнее будет назвать рациональным.
В процессе диалога при поиске сложного решения происходит естественное распределение обязанностей между лицом, принимающим решение, и ЭВМ: машина производит рутинную обработку информации и оптимизирует частные решения, а ЛПР управляет расчетной процедурой, помогая машине преодолеть формально неопределенные этапы вычислений. Творческие возможности ЛПР дополняются в этом случае вычислительной мощью ЭВМ, реализующих на базе современных математических методов соответствующие экономико-математические модели.
Диалог пользователя с экономико-математической моделью при поиске рациональных решений осуществляется в так называемых точках диалога. Приведем для иллюстрации полное множество таких точек (*) для оптимизационной модели линейного программирования:
где
- переменные модели ( );
- «цены» целевой функции ( );
- коэффициенты затрат ресурса -го вида на единицу продукции -тонаименования ( , );
- располагаемый объем ресурса -говида ( ).
Технически такой диалог с моделью может быть проведен с помощью коэффициентов {р}, {z} и {k}, вводимых ЛПР перед очередной реализацией модели в ее формализованное представление в памяти ЭВМ.
Изменение значений этих коэффициентов, соответствующее конкретным экономическим организационным мероприятиям (увеличению имеющихся объемов ресурсов, ужесточению нормативов затрат ресурсов, увеличению цен на изготавливаемую продукцию и др.), позволит найти рациональное решение поставленной проблемы. Диалог с этой моделью предполагает прежде всего анализ ресурсной обеспеченности того или иного плана, поскольку ресурсы являются как бы фильтром, сквозь который приходится пропускать принимаемое решение. Если анализ показывает, что потребность в ресурсах в результате увеличения их объемов или ужесточения нормативов удовлетворить невозможно, то приходится пересматривать цели и стратегии до тех пор, пока не будет достигнута их обеспеченность ресурсами.
Таким образом, диалоговый процесс планирования можно рассматривать как новую технологию планирования.