II. Работа по теме урока. 1. Устно: 427 (научить учащихся, как устно умножить на 25); 426 (б
1. Устно: 427 (научить учащихся, как устно умножить на 25); 426 (б, г, д), 429, 430.
2. Письменно № 412 (и, л, м).
III. Самостоятельная работапо вариантам.
Вариант I | Вариант II |
1) Найдите значение выражения: | |
а) 11346 – 87 × 78 б) 704 × 37 +63 | а) 12308 – 96 × 64 б) 68 × 803 + 567 |
2) Решите задачу. | |
В двух комнатах пол был выложен плиткой. В одной комнате плитка была уложена в 43 ряда, по 34 штуки в каждом ряду, а в другой – в 36 | На первом станке изготовляли в час 28 деталей, а на втором – 35 таких деталей. Сколько всего деталей будет изготовлено за 17 часов ра- |
рядов, по 28 штук в каждом ряду. Сколько всего плиток потребовалось на пол в этих двух комнатах? 3) Может ли при каком-нибудь значении у быть верным равенство 2 + у = 5 + у? | боты первого станка и за 15 часов работы второго? 3) Может ли при каком-нибудь значении х быть верным равенство х – 3 = 3 – х? |
IV. Домашнее задание:п. 11; № 456, 460, 449. Заполнить таблицу.
b а | … | |||
… | … | |||
Четверть
Урок № 44
Деление (п. 12)
Цели:научить формулировать ответ на вопрос: «Какое действие называется делением?», повторить, как называются числа при делении, выработать навык деления натуральных чисел.
Оборудование: на доске записать план изучения новой темы.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Какой ряд быстрее сосчитает? (По количеству поднятых рук).
№ 493 (а, б).
2. № 497, 501 (вместо «подчеркнуть» употребите слово «назвать»).
II. Изучение нового материала (идет по вопросам плана).
1. Определение действия деления.
Решают задачу из текста и формулируют определение действия деления; читают несколько раз, 2–3 ученика формулируют это определение, и затем каждый своему соседу дает это определение.
2. Как называются числа при делении:
3. Что показывает частное? (Ответ сами ученики находят в учебнике).
4. Всегда ли возможно деление?
В тетради ученики записывают: Ни одно число нельзя делить на нуль.
5. Свойство единицы и нуля при делении.
а : 1 = а а : а = 1 0 : а = 0.
III. Закрепление.
1. Ученикам предлагается по учебнику найти ответы на вопросы плана.
2. № 473 (а–г) – комментирование с места.
3. Устно № 474 (а, б); 465; 467; 466.
4. № 472 (а, в, г, д, е, к).
5. Ответить на вопросы 1–4 к п. 12.
IV. Итог урока.
1. Найти значение выражения:
а) 285 : с, если с = 1; с = 3; с = 19.
б) d : 8, если d = 0; d = 96; d = 14.
2. Делимое в 14 раз больше частного. Можно ли найти делитель?
3. Каков правильный ответ?
В равенстве (а – 37) : (b +43) = 5 выражение (b + 43) является
а)частным; б) делителем; в) делимым.
IV. Домашнее задание:п. 12; № 517 (а, в); 518 (а, б), 515.
Заполнить таблицу.
а | b | a × b | a : b |
Урок № 45
Деление (п. 12)
Цель:закрепить свойства деления.
Оборудование: пленки к кодоскопу по проверке домашней работы.
Ход урока
I. Проверка домашней работы(пленка к кодоскопу).
Учащиеся обменялись тетрадями и сверяют решения с экраном.
II. Устные упражнения (проверяют два ученика).
1. Продумайте , как проще выполнить умножение, и вычислите:
а) 19 × 2 × 5; б) 4 × 27 × 25; в) 13 × 6 × 50.
2. Угадайте корни уравнения: 15 × а = 15 : а.
3. Из данных выражений составьте верные равенства:
Можно соединить графами.
4. Вставьте вместо кружков знаки арифметических действий и при необходимости скобки так, чтобы равенства были верными.
а) 100 o 8 o 6 = 52
б) 100 o 8 o 6 = 86
в) 100 o 8 o 6 = 98
III. Работа по теме урока.
1. Устно: № 474 (в, г); № 476; № 478 (а).
2. № 473 (д, е); 468, 469 (с комментированием).
№ 472 (б, з, и).
3. На повторение: № 499 (а); 500 (а); 506.
IV. Итог урока.
1. Составьте выражения для решения задачи.
а) Ракета пролетела за t мин 23380 км. С какой скоростью летела ракета?
б) d : 8, если d = 0; d = 96; d = 14.
2. Ракета пролетела S км со скоростью 540 км/мин.
Сколько минут летела ракета?
V. Домашнее задание:п. 12; № 517 (б, г), 518 (в), 514, 520.
Урок № 46
Деление (п. 12)
Цели:научить находить неизвестный множитель, делимое, делитель.
Оборудование: девиз урока «Чем больше я знаю, тем больше умею»; плакаты на каждый этап устных упражнений.
Ход урока
I. Устные упражнения (проводят ученики).
1. Первый ученик: «Отгадайте кроссворд».
По горизонтали:
1) Геометрическая фигура:
2) Символ, с помощью которого обозначают натуральные числа.
3) Инструмент для проведения отрезков.
4) Результат сложения.
5) Результат деления.
По вертикали: 6) Знак одного из действий.
2. Второй ученик предлагает задание. Вычислить:
3. Третий ученик: «Отгадайте корень уравнения».
а) z + z = z × z;
б) 16 : b = 16 × b.