II. Изучение нового материала. 1. Сравнение натуральных чисел с использованием счета (читают и разбирают первый
1. Сравнение натуральных чисел с использованием счета (читают и разбирают первый абзац).
2. Как узнать, левее или правее лежит одна точка относительно другой? (Прочитать второй абзац и рассмотреть рис. 28.)
3. Какой из этих абзацев нужно хорошо запомнить? (Второй.)
(Можно дать одну минуту для запоминания, попросить учеников закрыть учебник и проговорить хором.)
4. Объяснение учителя.
Результат сравнения записывают в виде неравенства.
«5 меньше 8»: 5 < 8; «12 больше 3»: 12 > 3.
«Число 7 больше 5 и меньше 10» записывается в виде двойного неравенства: 5 < 7 < 10.
(Обратить внимание на правильное чтение двойного неравенства.)
5. Работа по учебнику.
а) Сравнение многозначных чисел.
б) Как записывается результат сравнения отрезков?
III. Физкультминутка (упражнения для глаз).
1. Закрыть глаза, снять напряжение с плеч и в удобной позе отдохнуть одну минуту.
2. Точки под глазами слегка нажимают подушечками указательного и среднего пальцев, двигая ими по кругу одну минуту. Очень хорошо помогает.
IV. Закрепление.
1. № 145, 146 .
Можно организовать работу так: учитель говорит какое-либо высказывание. Например: «Точка А(1) левее точки В(8)». Если высказывание не верно, ученики поднимают руку. В некоторых случаях можно задать вопрос «Почему?».
2. № 147, 148. Сначала выясняют смысл задания, а затем решают с комментированием.
3. № 149, 150, 154 (устно).
4. Решить задачу самостоятельно.
Вариант I – № 166 (1), вариант II – № 166 (2).
(Для проверки на откидной доске показать правильное решение.)
V. Итог урока.
1. Прочитать неравенство 21 < 28 < 32.
2. Назвать натуральные числа, которые лежат между числами 3074 и 3081.
VI. Домашнее задание: п. 5, повторить п.п. 1–4, № 168, 169, 171, 172. В математический словарь занести слово «ребус».
Урок № 12
Сравнение чисел (п. 5)
(урок проводят дети)
Цели:закрепить навыки сравнения чисел, повторить учебный материал, изученный в 5 классе.
Оборудование: плакаты; ксерокопии со сведениями о длине рек, о высоте плотин и телебашен; цветные мелки.
Ход урока
I. Повторение теоретического материала.
Первый ученик заранее готовит вопросы и задает их классу.
1) Какие числа применяются для счета предметов?
2) Сколько цифр и какие используют для записи натуральных чисел? Назовите первые десять натуральных чисел.
3) Назовите по порядку первые четыре класса в записи натуральных чисел.
4) Как читают многозначные числа?
5) Сколькими отрезками можно соединить точки М и Р? Как называются точки М и Р?
6) Как сравнивают два отрезка?
7) Назвать единицы измерения длины.
8) Есть ли края у плоскости? Имеет ли прямая концы? Сколько прямых можно провести через две точки?
9) На сколько лучей разбивает прямую АВ точка К? Назвать эти лучи. Какие лучи называются дополнительными?
10) Чем отличается координатный луч от луча?
Примечание: во время ответов учеников учитель делает себе пометку; если на вопрос был дан неполный ответ или не совсем точный, учитель поправляет и уточняет.
Второй ученик:Сейчас я сообщу вам интересные данные (раздает ксерокопии).
1) Высота Красноярской плотины – 128 м; Ингурской – 301 м; Токтогульской – 215 м; Нурекской – 310 м; Братской – 125 м; Саяно-Шушенской – 234 м.
Расположите числа в порядке возрастания.
(Через минуту ученики должны быть готовы к ответу.)
2) Высота телебашни в Алма-Ате – 372 м; В Таллине – 314 м; в Москве – 536 м; в Санкт-Петербурге – 315 м.
Расположите числа в порядке убывания.
3) Длина реки Волга – 3520 км; Дона – 1870 м; Дуная – 2850 км. Записать числа в виде двойного неравенства.
Третий ученик: Я хочу сказать несколько слов о математике. «Математика – царица всех наук. Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». А теперь выполним упражнение. Даны четыре числа. Надо соединить числа стрелками последовательно в порядке возрастания, начиная с самого маленького числа, а затем записать цепочку неравенств. (Показывает, как это сделать.)
135 < 403 < 611 < 700
Примеры.
Выполнение этого задания проверяется у доски, записью цепочки неравенств.
Четвертый ученик вывешивает плакат.
1) Записать координаты точек.
2) Отметьте на координатном луче числа: 1, 6, 9, 12 (можно заранее начертить на доске или использовать магнитную доску).
Пятый ученикпредлагает написать самостоятельную работу (раздает карточки с заданием).
Вариант I | Вариант II |
1. Отметьте на координатном луче точки: А(5), В(2), С(4), D(8). 2. Напишите вместо звёздочек знак «>» или «<» так, чтобы было верное неравенство: а) 204 * 2004; б) 554 * 1; в) 0 * 512. 3. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 3? 4. № 149 (а). | 1. Отметьте на координатном луче точки: М(5), N(6), Р(3), Q(9). 2. Напишите вместо звёздочек знак «>» или «<» так, чтобы было верное неравенство: а) 123 * 1230; б) 1 * 341; в) 648 * 0. 3. Сколько всего четырёхзначных чисел, оканчивающихся цифрой 7? 4. № 149 (б). |
Ученик собирает выполненные работы и затем вместе с учителем после уроков проверяет.
III. Домашнее задание: п. 1–5, № 170, 173, 174. Подготовиться к самостоятельной работе.
Урок № 13