Качественный анализ результатов

Методика «Эталоны»

Источник: Л. А. Венгер и др. "Психолог в детском саду". - М.: ИНТОР, 1995 г. - 64 с.

ЦЕЛЬ: Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесе­ния свойств предмета к заданному эталону.

Материал
Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы (рис.1), а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Качественный анализ результатов - student2.ru

РИС. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики "Эталоны"

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

Качественный анализ результатов - student2.ru Качественный анализ результатов - student2.ru Качественный анализ результатов - student2.ru Качественный анализ результатов - student2.ru

Инструкция
Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, кото­рые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Таквыдолжныотметитьфигуркинавсехчетырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)


Правильно отмеченные картинки:

Качественный анализ результатов - student2.ru - грибок, чашка, месяц, шляпа

Качественный анализ результатов - student2.ru - коляска, стул, сапоги, кресло

Качественный анализ результатов - student2.ru - морковь, пирамидка, листок, ёлка

Качественный анализ результатов - student2.ru - лампа, матрёшка, груша, снеговик

Количественная оценка результатов


Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла.
Ошибкой считается неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Методика «Эталоны» Уровень
сырые стандартные
ВЫСОКИЙ
31-30
26-25 СРЕДНИЙ
24-23
НИЗКИЙ
18-17
15-12
10-0

Качественный анализ результатов

1 тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

2 тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали кото­рых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

3 тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

Наши рекомендации