Взаимодействие научной картины и опыта
Накопленный опыт научного развития свидетельствует о том, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Тогда становятся интересными пути возникновения новых связей между компонентами науки, связей, которые меняют стратегию научного поиска. Эти связи просматриваются во взаимодействии картины мира и опытных фактов, в формировании первичных теоретических схем и законов, развитии теории.
Взаимодействие научной картины мира и опыта создает побудительные причины для проведения анализа накапливаемого материала, выявления нестыковок и выработки стратегии научного поиска.
На этапе становления научной дисциплины всё происходит действительно через стадию накопления эмпирического материала со всеми вытекающими последствиями. Она создаёт слой теоретических представлений, способствующих постановке дальнейших опытных работ, обдумыванию ситуаций наблюдений и эксперимента, а также их интерпретацию. Формирующиеся специальные картины мира при этом выступают как особая форма теоретических знаний, как продукт деятельности теоретического развития. В конце 18 - го и начале 19 века физики первыми оказались в таком положении с её междисциплинарными связями. При наличии большого количества натурфилософских наслоений они направляли все - таки эмпирические исследования и использование накопленных фактов в некоторое целевое русло. В качестве примера обычно приводится Гильберт с его исследованием электричества и магнетизма. Он первым начал «упорядочивание» в теории познания, положив в основу формирование мировоззрения и экспериментальное изучение природы. Но сам он в то время ещё не совсем отделался от натурфилософии.
Такие факты способствовали созданию научной картины физической реальности - механической картины мира. Важнейшую роль в её построении сыграли:
- принцип материального единства мира (объединение земного и небесного миров);
– принцип приемлемости;
- закономерность природных процессов;
-принцип экспериментального исследования природы и описание её законов на языке математики.
Динамика развития науки по такому алгоритму и привела к философскому обоснованию изучения картины мира как регулятора эмпирического поиска в развитой науке. На новом этапе процесс формирования специальных картин жизни протекает по новому алгоритму: - натурфилософия уступает место преобразованию сложившихся картин мира на абазе новых экспериментальных материалов, конструкты которого используются в дальнейшем теоретическом синтезе.
Ситуация взаимодействия картины мира (сложившейся) и фактического материала на ранних стадиях развития науки воспроизводится и в последующем. Эксперименты способны выявить объекты с необъяснимой теорией поведения. Новые объекты изучаются эмпирическими средствами, оказывая влияние на перестроение картины мира. Такое развитие связи эмпирия - теория и приводит к изменению картины мира вплоть до появления новых отклонений. Таким образом, первичная ситуация, характеризующая взаимодействие картины мира с наблюдениями и экспериментами, не отмирает с возникновением в науке конкретных теорий, а сохраняет свои характеристики как особый случай развития знания в условиях, когда исследование эмпирически обнаруживает новые объекты, для которых ещё не созданы адекватные теории.
3.2 Формирование частных теоретических схем и законов.
Вторая ступень развития теоретического знания связана с формированием частных теоретических схем и законов. На этом этапе объяснение и предсказание эмпирических законов осуществляется не непосредственно на основании картины мира, а с применением создаваемых теоретических схем и связанных с ними формулировок теоретических законов. Последнее положение служит связующим звеном между картиной мира и опытом.
В развитой науке теоретические схемы – это гипотетические модели, проверяемые потом опытом. Строительный материал гипотетических схем - абстрактные схемы, сформированные в сфере теоретического знания.
3.3 Выдвижение гипотез и их предпосылки.
Конструкты теоретических моделей создаются путём непосредственной схемы схематизации опыта на ранней стадии развития науки. Потом они становятся средствами для новых теоретических моделей, которые и начинают господствовать в науке. Первоначальный способ становится востребованным только с новыми объектами теоретического плана.
В развитых областях науки превалирующим способом исследования оказывается «связка» заимственных объектов из ранее созданных областей знаний и результатом их осмысления в новых условиях. При этом правильный выбор гипотезы предоставляется сложившейся картиной мира с её теоретическими обоснованиями компонентов и возникающими неувязками, побуждающими исследователей заниматься ими вплоть до устранения. Пример этому - модель атома Резерфорда. Резерфорд высказался по её поводу в 1912 году, а японец Нагаока это сделал ещё в 1904 году. Между этими сроками искали пути объяснения выдвинутых положений. Объяснение возможности такого толкования связано с открытием электрона, которое и привело к созданию первоначальной планетарной модели атома со всеми проблемами и теоретическими неувязками, возникшими при этом. Их решение предопределило формулировку теоретических положений по цепочке: электрон, дальше обоснование строения ядра предложенной структуры атома. Это, конечно, привело к значительной трансформации строения мира. В этих изысканиях помогла аналогия модели атома по образцу Солнечной системы. Выдвижение при этом гипотетической программы сыграло роль исследовательской задачи, приведшей к обоснованию теоретической модели атома. При этом в доказательстве применялись и применяются мысленные опыты и их трактования с последующими проверками в других обстоятельствах. Вся эта исследовательская процедура может быть названа конструктивным введением объектов в теорию.