Тема 8 Доказательство. Проблемы аргументации

Доказательство как атрибут науки. Понятие доказательства. Структура доказательства. Виды доказательств (прямое и косвенное). Аргументация, критика и опровержение. Правила доказательства и их связь с основными формально-логическими законами: Ошибки в доказательстве и опровержении.

Тема 9 Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория

Понятие проблемы. Проблема как «знание о незнании» и как предписание и получение этого знания. Проблемная ситуация. Проблема и задача, вопрос, гипотеза.

Понятие гипотезы, виды гипотез. Разработка гипотезы, выдвижение, этапы развития, способы проверки гипотезы, доказательство и опровержение гипотезы.

Гипотеза и теория. Взаимосвязь проблемы, гипотезы, теории. Их роль и значение в познании.

Тема 10 Основные направления неклассической логики*

Интуиционистская логика Понятие интуиции в логике, математике и философии. Конструктивная логика и метод конструктивного подбора. Понятие нормального алгоритма.

Многозначные логики. Трехзначная логика Лукасевича.

Модальная логика. Общие принципы модальных логик. Основные понятия и законы алетической модальности. Деонтическая логика. Правила вывода Модальной системы натурального исчисления высказываний.

2 Конспект-лекция и методические рекомендации по усвоению дисциплины

В данном разделе представлен теоретический материал в виде краткого конспективного изложения, который носит избирательный характер. Основной целью здесь служит не полный охват всех тем курса логики, а оказание методической помощи в скорейшей адаптации и включении в процесс изучения логической теории. Поэтому основное внимание здесь направлено, с одной стороны, на вводную часть учебного материала и ключевые, наиболее значимые, элементарные понятия, способствующие последующему усвоению всего курса. С другой стороны, особое внимание уделено теоретическим вопросам, которые вызывают наибольшие трудности в изучении или же не достаточно представлены в имеющейся учебной литературе.

Логика - наука о мышлении

Логика (от греч. Logos – мысль, слово, разум, закономерность) – наука об основных принципах, законах, формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, которые позволяют отличать правильное рассуждение от неправильного, на основании одной только их формы. Центральное место в логических исследованиях на протяжении всей их истории занимает рассуждения как главной познавательной операции. Рассуждение – это процедура последовательного выведения необходимых для познания высказываний на основе других, ранее уже известных высказываний. Наиболее известным и в большей степени изучаемым в учебных курсах логики видом рассуждения является умозаключение как непосредственный переход от одного или нескольких высказываний к другому (новому) высказыванию.

Основные исторические этапы и разделы формальной логики: Традиционная логика. Основатель логики - Аристотель (IVв.до н.э.). Он разработал важнейшие разделы логики, сформулировал основные законы. Традиционная логика использует естественный язык при изучении правильности мышления.

Классическая (символическая или математическая) логика. Родоначальником символической логики считается Г.Лейбниц (1646-1716 гг.). Однако только во второй пол. XIX в. в логике произошла настоящая революция, связанная с проникновением в нее математических методов. Хотя было сохранено следование принципу двузначности, символическая логика применяет строгие методы анализа, формализованные языки и исчисления.

Неклассическая логика зарождается в начале XX века и развивается наряду с другими разделами – традиционной и классической – дополняя и сохраняя в отношении их некоторую теоретическую преемственность. Основным отличием неклассической логики является выход за границы применения принципа двузначности, т.е. кроме значений высказываний «истинное» или «ложное» вводится, например, значение «неопределенное» или иные. Также в неклассической логике получило развитие понятие модальности, новая интерпретация основных логических констант (логических союзов) и другие аспекты логической теории и практики, отчасти уже задействованных в классической логике.

Наши рекомендации