Ваша домашняя обстановка
1. Покупайте одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
2. Поставьте в комнате ребенка детскую мебель: низкий стол, зеркало, ящики (которые ребенок мог бы с легкостью открывать). Мебель должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка (вешалка, на которую ребенок мог бы самостоятельно вешать свои вещи и т. д.).
3. Сделайте комнату ребенка яркой, привлекательной и простой, используйте легко моющиеся поверхности. Тщательно отбирайте предметы для комнаты ребенка. Новые предметы предлагайте постепенно, не более двух одновременно.
3.Убирайте из поля зрения ребенка предметы, которые, по вашему мнению, могут быть испорчены им.
4. Выделяйте ребенку место в других местах дома для его личных вещей: полотенец, зубной щетки и т. д. Можете пометить каждое место цветной ленточкой так, чтобы ребенок мог легко узнать его.
5. Дайте ребенку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник и полировку для того, чтобы он сам мог убирать свою комнату.
Совместная деятельность.
1. Водите своего ребенка в интересные места, такие как: библиотека, почта, местные фабрики, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки. Обсуждайте увиденное.
2. Пусть Ваш ребенок участвует в домашних делах: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры, садоводство, работы по дереву, шитье, давайте ему задания и необходимые материалы.
3. Делитесь с ребенком своими интересами и увлечениями: знаниями о спорте, птицах, марках, растениях, животных, вязании, рисовании, игре на музыкальных инструментах.
4. Давайте ребенку журналы для вырезания картинок и раскраски и обсуждайте с ним рисунки. Читайте и рассказывайте ему различные истории, покажите ребенку, как пользоваться магнитофоном.
5. Берите с собой ребенка в гости к родственникам и друзьям. Делайте визиты короткими, если ребенок устанет, дайте ему что-либо, чем он мог бы заняться. Поощряйте бабушку и дедушку в желании заниматься ребенком.
6. Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позволяйте ему принимать ответственность за их уходом по мере сил и возможностей ребенка.
Самостоятельная деятельность ребенка.
1. Предоставьте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнать свойства воды. Покажите ребенку, как следует убирать место, где он занимался.
2. Давайте ребенку возможность для игр с песком: либо в песочнице, либо на пляже. Берите с собой ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте ребенку щетку и совок, и попросите его очистить предметы от песка.
3. Тесто для игры и формочки, пуговицы, крышки, скалка для теста могут заинтересовать вашего ребенка. С этими предметами он может заниматься довольно долго. Тесто можно легко приготовить, перемешав: 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько капель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто необходимо хранить в холодильнике.
4. К другим материалам, которые могут привлечь вашего ребенка, относятся: краски, большие деревянные кубики, книги, полки, камушки. Запомните, что у каждого предмета должно быть свое место и показывайте ребенку, как пользоваться различными предметами.
Отношения и факторы влияния.
1. Если отец проводит дни, работая вдалеке от дома, желательно чтобы ребенок видел его за работой в домашних условиях. Когда ребенок видит, как отец выполняет какую-то работу дома, ему легче представить что значат слова «папа на работе».
2. Создавайте условия для новых, впечатлений: поход в парикмахерскую, к врачу или в школу. Объясните кратко и спокойно цель визита и сообщите ребенку о нем заранее.
3. Отвечайте честно и просто на все вопросы Вашего ребенка. Никогда не лгите ему.
4. Если у Вас возникают некоторые трудности в воспитании Вашего ребенка, обращайтесь за консультацией к учителю или врачу.
Сензитивные периоды.
Нижеперечисленное является общим руководством к периодам, когда маленький ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков. Возрастные ограничения сензитивных периодов корректируются индивидуальными особенностями развития ребенка.
От рожд. и всю жизнь | развитие речи |
от рожд. до 3-х лет | сенсорное развитие |
от рожд. до 1, 5 лет | познание окружающего мира через движение |
от 1,5 до 3-х лет | развитие устной речи |
от 1,5 до 4-х лет | развитие мускульной координации |
от 2-х до 4-х лет | забота о порядке в окружении и обязанности |
от 2-х до 6-и лет | музыкальное развитие |
от 2,5 до 6-и лет | утонченность чувств |
от 2,5 до 6-и лет | развитие социальных манер |
от 3-х до 6-и лет | восприятие влияния взрослых |
от 3,5 до 4,5 лет | письмо |
от 4-х до 4,5 лет | развитие тактильного чувства |
от 4,5 до 5,5 лет | чтение |
Нормальный ребенок.
Основная цель Монтессори-метода это «нормализация» поведения ребенка таким образом, чтобы оно стало сбалансированным, спонтанным и ребенок мог бы полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:
1. способность к концентрации внимания,
2. чувство собственного достоинства,
3. самостоятельность,
4. самомотивация,
5. привычка к порядку,
6. 6.6удовольствие от повторения,
7. способность к самостоятельной работе,
8. самодисциплина,
9. стремление к свободе выбора,
10. удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания,
11. послушание,
12. . предпочтение работы игре,
13. лю6овь к познанию.