Эмпирические методы познания
Познание мира
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.
Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
Познание бывает чувственное и рациональное:
(+ интуиция- озарение без опоры на логическое мышление)
I) Чувственное познание:
ФОРМЫ
1) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.
2) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.
ОСОБЕННОСТИ:
· непосредственность;
· наглядность и предметность;
· воспроизведение внешних свойств и сторон.
II) Рациональное познание:/От лат. ratio – разум/
ФОРМЫ
1) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.
2) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение
3) Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
ОСОБЕННОСТИ:
· опора на результаты чувственного познания;
· абстрактность и обобщенность;
· воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
ВИДЫ ЗНАНИЙ
· Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
· Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
· Художественное – строится на образе. Целостное отображение мира в образах. Научное– строится на понятиях . Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают абстрактные формы
· Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
· Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
§ Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Критерии истины:
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика – ведущий критерий истины!!!
Роль практики в процессе познания
-Практика как основа познания
-Практика как цель познания
-Практика как критерий истины
Абсолютная истина – исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке, обществе. Знание, которое никогда не может быть опровергнуто. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития обществе, знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
И абсолютная и относительная истина содержат объективное знание о предмете !!!!!
Объективная истина – знание, не зависящее от субъекта познания
НАУКА
Наука – форма духовной деятельности людей, особая система знаний, направленная на производство знаний о природе, общество и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Научное познание – особ. Вид познавательной дея-ти, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
!! включает в себя законы, принципы, понятия, концепции !!!! в его основе лежит логическое мышление.
Особенности:
1. Объективность
2. Наличие понятийного апаррата
3. Методология
4. Доказательность
5. Системность
6. Универстальность
7. Признанность научным сообществом
§ Уровни научного познания:
Эмпирический – выявление объективных фактов со стороны их очевидных взаимосвязей
Формы научного познания
1. Научный факт
2. Эмпирический закон
Теоретический – выявление фундоментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания
1. Проблема
2. Гипотеза
3. Теория
Эмпирические методы познания
Основойэмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
§ наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
§ эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
§ измерение - определение отношения измеряемой величины к
§ эталону (например, метру);
§ сравнение / описание предметов и явлений — выявление сходства или различия объектов или их признаков.