Плоскость в пространстве
Общим уравнением плоскости в пространстве называется уравнение
.
Вектор называется нормальным вектором плоскости. Если даны две плоскости с нормальными векторами и , то косинус угла между этими плоскостями определяется по формуле (этот угол всегда острый или прямой)
.
Если даны три точки , и , то уравнение плоскости, проходящей через три точкинаходится по формуле:
.
Задание 1.По координатам вершины пирамиды найти:
1. длину ребер и ;
2. угол между ребрами и ;
3. площадь грани ;
4. объем пирамиды ;
5. уравнение прямых ; ;
6. уравнения плоскостей и ;
7. угол между плоскостями и .
Пример. Выполнить задание 1, если , , , .
1) Если заданы точки , , и то координаты векторов , и их длины , равны:
а) ,
.
б) ,
.
2) Угол между ребрами и находим как угол между векторами и . Из определения скалярного произведения следует, что этот угол вычисляется по формуле:
.
Скалярное произведение находим через декартовы координаты:
.
Тогда
.
Откуда (вычисления проводим на инженерном калькуляторе)
3) ‑ площадь треугольника, построенного на векторах и . Зная их декартовы координаты, находим векторное произведение
,
, , .
Тогда
.
4) Учитывая геометрический смысл смешанного произведения векторов, получим формулу для вычисления объема пирамиды:
.
Найдем координаты вектора :
Смешанное произведение этих векторов найдем через их декартовы координаты
.
Отсюда
.
5) Найдем канонические уравнение прямых и . За направляющие вектора примем вектора и . За точку лежащую на этих векторах примем точку
прямая : ;
прямая : .
6) Уравнение плоскости, проходящей через три точки , и находится по формуле:
.
Составимуравнение плоскости, проходящей через три точки , , .
или .
Разложив определить по первой строке, получим
.
Итак, уравнение плоскости найдено . Коэффициенты уравнения образуют нормальный вектор .
Аналогично составимуравнение плоскости, проходящей через три точки , , .
или .
Разложив определить по первой строке, получим
.
Итак, уравнение плоскости имеет вид . Коэффициенты уравнения образуют нормальный вектор .
7) Угол , образованный двумя плоскостями и находится по формуле
, где и ‑ нормали плоскостей и .
Подставляя их значения из пункта 6) находим величину угла (расчеты выполняем на инженерном калькуляторе)
Задание №2
а) Найти решение системы с помощью правила Крамера;
б) Записать систему в матричной форме и решить средствами матричного исчисления.
Пример.
а) Составим и вычислим главный и вспомогательные определители системы:
,
,
,
.
Находим по правилу Крамера решение системы
.
б) Составим матрицу коэффициентов системы и столбец правых частей
,
и найдем обратную матрицу по формуле:
,
где и ‑ соответственно алгебраические дополнения и миноры, связанные между собой соотношением , а - определитель матрицы , вычисленный в пункте а). Найдем миноры:
; ; ;
; ; ;
; ; .
Составим теперь обратную матрицу
и найдем столбец неизвестных по формуле :
.
Отсюда .
Задание №3. Вычислить пределы функций, не пользуясь средствами дифференциального исчисления
При вычислении предела дробно-рациональной функции при числитель и знаменатель дроби — величины бесконечно большие, т.е. получаем выражение которое представляет собой неопределённость. Для вычисления предела этой функции нужно числитель и знаменатель дроби разделить на наивысшую степень .
Пример 1. .
Для вычисления предела этой функции нужно числитель и знаменатель разделить на :
.
(при слагаемые — величины бесконечно малые и, следовательно, их пределы равны нулю).
В том случае, когда при вычислении предела дробно-рациональной функции при числитель и знаменатель имеют предел, равный нулю, т.е. имеем неопределенность , надо разделить их на и перейти к пределу. Если после деления окажется, что при числитель и знаменатель снова имеют пределы, равные нулю, то надо произвести повторное деление на .
Пример 2. .
Данный предел имеет неопределенность вида , так как числитель и знаменатель при стремятся к 0. Разложим квадратные трёхчлены в числителе и знаменателе рациональной дроби на линейные множители по формуле , где и — корни квадратного трёхчлена
.
Сократив рациональную дробь на , получим:
.
При вычислении пределов тригонометрических функций часто используется первый замечательный предел
и его следствия:
.
Пример 3. .
Преобразовав разность косинусов в произведение, получим
.
Если в пределе встречается неопределенность , то используется второй замечательный предел или .
Пример 4. .
Выполнив преобразования и применив второй замечательный предел, найдём
.
Пример 5. .
Выполнив преобразования и применив формулу , найдём
.
Задание №4.Исследовать функцию на непрерывность. Найти точки разрыва функции и определить их тип.
Функция называется непрерывной в точке , если предел функции в этой точке равен значению функции в этой точке, т.е.
.
Это равенство означает выполнение трех условий:
1) функция определена в точке х0 и ее окрестности;
2) функция имеет предел при ;
3) предел функции в точке равен значению функции в этой точке
Если в точке не выполняется по крайней мере одно из условий определения непрерывности функции, то такая точка называется точкой разрыва. Все точки разрыва разделяются на точки разрыва первого и второго рода.
Точка разрыва х0 называется точкой разрыва первого рода функции , если в этой точке существуют конечные пределы функции слева и справа (односторонние пределы), т.е. и .
При этом:
1) если , то точка х0 называется точкой устранимого разрыва;
2) если , то х0 называется точкой конечного разрыва, а величину называют скачком функции.
Точка разрыва х0 называется точкой разрыва второго рода функции , если по крайней мере один из односторонних пределов (слева или справа) не существует или равен бесконечности.
Пример.
Дана функция . Найти точки разрыва, определить их тип.
Функция определена и непрерывна на всей числовой оси, кроме точки . Очевидно, что
.
Следовательно , . Поэтому в точке функция имеет разрыв первого рода. Скачок функции в этой точке равен .
Задание №5.Найти производные первого порядка данных функций, используя правила дифференцирования.
При выполнении данного задания необходимо знать правила дифференцирования (производная суммы, произведения и частного двух функций), а также изучить таблицу производных.
Пример.
1) .
.
2) .
.
3) Найти .
Производная функции, заданной параметрически, вычисляется по формуле: .
; .
Тогда .
Задание №6.Составить уравнения касательной и нормали к графику функции , проведенных в данной точке .
Приведем уравнение касательной, проведенной к графику функции в точке
,
и уравнение нормали к этой касательной
.
Пример.
Для функции в точке с абсциссой составить уравнение касательной и уравнение нормали.
1) Найдем значение функции .
2) Найдем значение :
, .
3) Составим уравнения касательной и нормали:
– искомое уравнение касательной;
– искомое уравнение нормали.
Задание №7.Найти предел функции с помощью правила Лопиталя.
Напомним правило Лопиталя для раскрытия неопределенностей вида и :
Пусть и – функции, имеющие производные в некоторой окрестности точки , за исключением, быть может, самой точки . Пусть при стремлении обе эти функции стремятся одновременно к нулю или к бесконечности. Тогда, если существует предел отношения их производных при , то существует и предел отношения самих функций при , причем оба эти пределы равны:
.
Замечания:
1) Правило Лопиталя остается справедливым и в том случае, если и или при или при .
2) Если опять дает неопределенность вида или , то правило Лопиталя следует применить еще раз.
Примеры:
1) .
2) .
3) .
Задание №8. Построить график функции , используя общую схему исследования функций.
Общая схема исследования функции и построения графика.
1. Найти область определения функции.
2. Определить тип функции (четность, нечетность).
3. Найти точки пересечения с осями координат и интервалы знакопостоянства функции.
4. Найти асимптоты графика функции:
а) вертикальные; б) невертикальные (наклонные).
5. Найти точки возможного экстремума и интервалы возрастания и убывания функции.
6. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости, вогнутости функции.
7. Построить график функции, учитывая проведенные исследования.
Пример. Построить график функции .
1. Областью определения функции является множество всех действительных чисел, кроме (в этом случае знаменатель равен нулю).
2. Для определения типа функции найдем значение
.
Следовательно, функция не является ни четной ни нечетной.
3. Так как уравнение не имеет действительных корней, то график функции не имеет точек пересечения с осью ОХ, но пересекает ось ОУ в точке .
Определим интервалы знакопостоянства функции:
.
.
4. Найдем асимптоты графика функции.
а) Исследуем поведение функции вблизи точки разрыва :
, .
Следовательно прямая является вертикальной асимптотой.
б). Определим существование наклонной асимптоты:
,
.
Следовательно, график функции имеет наклонную асимптоту при .
5. Для нахождения точек возможного экстремума найдем производную функции:
.
Приравняем . Решая уравнение , находим корни производной и .
Исследуем знак производной. Для чего решим неравенство
Находим знаки на промежутках, учитывая корни и квадратного трехчлена :
, ; , ;
, ; ; .
Следовательно, функция возрастает на промежутках
и ,
и убывает на промежутках
и .
По изменению знака получаем точки локальных экстремумов:
, ,
, .
6. Для нахождения точек перегиба и интервалов выпуклости, вогнутости найдем вторую производную функции:
.
Так как в нуль не обращается, то точек перегиба у функции нет.
Исследуем знак второй производной, решая неравенство :
при и при .
Следовательно, на интервале график направлен выпуклостью вверх (выпуклый), а на интервале – выпуклостью вниз (вогнутый).
По результатам исследования строим график функции .
Рис.1 Построение графика функции .
Задание №9.Найти неопределенные интегралы.
Пример. Найти неопределенные интегралы.
а) .
Применим подстановку . Тогда , откуда .
Таким образом,
б) .
Применим формулу интегрирования по частям . Пусть
, , тогда , .
Тогда
.
К интегралу в правой части снова применяем формулу интегрирования по частям. Пусть
, , ,
Таким образом,
.
в)
Подынтегральная функция является правильной рациональной дробью, знаменатель которой
.
Подынтегральную функцию разложим на дроби
,
откуда
.
Раскроем скобки в правой части и приведем подобные:
.
Приравнивая соответствующие коэффициенты при в левой и правой частях последнего равенства получим систему трех уравнений:
Таким образом,
,
.
Вычислим отдельно интеграл . Используя равенства
,
получаем
.
Отсюда окончательно вычисляем интеграл
.
г) .
Наименьшее общее кратное показателей корней равно 6, поэтому выполним подстановку , , тогда
.