Конфиденциальная информация

Есть по крайней мере одна группа лиц, которая получает информацию раньше, чем остальные игроки. Архивы показывают, что служащие корпораций постоянно получают прибыль на фондовой бирже. Эти архивы отражают законные сделки, о которых было сообщено в Комиссию по бирже и ценным бумагам. Они представляют собой верхушку айсберга, и на рынке огромное количество сделок, основанных на конфиденциальной информации.

Те, кто играет на основе конфиденциальной информации, крадёт деньги у остальных из нас. Процессы 1980-х отправили наиболее выдающихся пользователей конфиденциальных сведений в тюрьму: Дениса Левина, Ивана Боески и прочих. Некоторое время каждую неделю случался арест, обвинение, расследование или приговор: пятёрка из Юппи, Микаэл Милкен и даже психиатр из Коннектикута, который сыграл, узнав от пациента о грядущем повороте рынка.

Жертвы процессов 1980-х годов пострадали потому, что были исключительно жадными и беспечными, а встретились с федеральным обвинителем Нью-Йорка и его большими политическими амбициями. Верхушку айсберга сбрили, но его тело продолжает плавать. Не спрашивайте, какой корабль разобьётся о него – это ваш биржевой счёт.

Пытаться устранить игру согласно конфиденциальной информации – всё равно что пытаться вывести всех крыс на ферме. Дды управляют их численностью, но не уничтожают полностью. Отставной шеф компании, открыто игравшей на бирже, объяснил мне, что умный человек не будет сам играть на основе конфиденциальных данных, а передаст их партнёрам по гольфу в загородном клубе. Потом они дадут ему конфиденциальную информацию о своих компаниях, и все в прибыли без риска быть обнаруженными. Такая сеть в безопасности, пока все следуют правилам и никто не стал слишком жадным.

Игра на основе конфиденциальной информации законна на рынке фьючерсов. Технический анализ позволяет определить, когда покупка и продажа совершается на основе таких сведений. Графики отражают действия всех игроков на рынке, включая имеющих доступ к конфиденциальным сведениям. Они оставляют следы на графиках вместе со всеми остальными, и ваша задача как аналитика зайти в банк вместе с ними.

Площадка для игры

Люди торгуют с начала своей истории, торговать с соседом безопаснее, чем грабить его. С развитием общества деньги стали посредником в торговле. Рынок ценных бумаг и сырьевая биржа – признаки развитого общества. Одним из первых экономических шагов Восточной Европы после избавления от коммунизма было учреждение фондовой и сырьевой биржи.

Марко Поло, средневековому итальянскому путешественнику, потребовалось 15 лет, чтобы попасть из Италии в Китай. Когда современный европейский игрок хочет купить золото в Гонконге, он завершит процесс за минуту.

Сегодня рынок ценных бумаг, фьючерсов и опционов охватывает всю Землю. Только в Индии 14 фондовых бирж. В мире более 65 бирж фьючерсов и опционов. Как пишут Барбара Дайамонд и Марк Коллар в «Торговля 24 часа», они образуют рынок по более чем 400 позициям -от золота до шерсти и высушенных коконов шелкопряда. Все пункты торговли должны удовлетворять трём основным условиям, выработанным на агорах древней Греции и на средневековых ярмарках: фиксированной площадкой, правилам торговли и чётко оговорёнными условиями проведения сделок.

Трейдеры-одиночки

Трейдеры-одиночки обычно приходят на рынок после успешной деловой или профессиональной карьеры. Средний трейдер-одиночка фьючерсами женат, окончил колледж и в возрасте около 50 лет. У многих трейдеров-одиночек фьючерсами есть собственный бизнес, и многие имеют учёную степень. Двумя самыми большими профессиональными группами среди трейдеров-одиночек фьючерсами являются фермеры и инженеры.

Большинство людей играют частично из рациональных, а частично из иррациональных соображений. Рациональные причины включают желание получить высокую отдачу от капитала. Иррациональные причины включают азарт и поиск острых ощущений. Большинство игроков не знают об их иррациональных мотивах.

Чтобы научиться играть, нужно затратить много труда, времени, энергии и денег. Лишь немногие поднимаются до уровня профессионалов, способных обеспечить себя биржевой игрой. Эти профессионалы подходят к тому, что делают, крайне серьёзно. Они удовлетворяют свои иррациональные стремления вне рынка, тогда как любители выплёскивают их на рынок.

Основная экономическая функция игрока состоит в том, чтобы обеспечить своего брокера, помочь ему выкупить закладную за дом и отправить детей в частную школу. Кроме того, спекулянт должен помочь компаниям собирать капитал за счёт выпуска акций и принять на себя риск изменения цен на товарном рынке, позволяя производителям сосредоточиться на производстве. Мысли игрока, выставляющего заявку брокеру, обычно далеко от этих экономических задач.

Корпоративные игроки

Корпорации отвечают за большой объем торгов. Их глубокий карман даёт им определённые преимущества. Они платят меньшие комиссионные. Они могут позволить себе нанять лучших исследователей, брокеров и торговцев. Некоторые даже атакуют торговцев в операционном зале, если они забирают слишком много за счёт разницы цен. Серия судов и арестов среди торговцев в зале в Чикаго началась с того, что Арчер Даниелс Мидланд, глава фирмы по переработке пищевых продуктов, привлёк ФБР.

Мой друг, возглавляющий биржевой отдел в банке, основывает некоторые свои решения на данных, поставляемых группой бывших офицеров ЦРУ. Они просматривают печать в поисках предвестников изменения общественных тенденций и сообщают ему о своих находках. Мой друг извлекает из этих отчётов свои лучшие идеи. Солидный годовой заработок этой группы – семечки по сравнению с миллионами долларов, на которые играет фирма. У большинства трейдеров-одиночек нет таких возможностей. Корпорациям легче приобрести лучших исследователей.

Мой знакомый, который успешно играл за Wall Street Invest Bank, оказался в беде, когда уволился и стал играть за себя. Он обнаружил, что его информационная система реального времени в квартире на Парк Авеню на Манхеттене не даёт сведений так же быстро, как телетайп в биржевом отделе его бывшей фирмы. Брокеры со всей страны обычно делились с ним своими лучшими идеями по телефону, поскольку ждали его указаний. Он говорил: «Если играешь из дома, то никогда не узнаешь новость первым».

Некоторые большие фирмы имеют разведывательные сети, позволяющие им реагировать раньше остальной публики. Однажды, когда нефтяные фьючерсы лезли вверх из-за пожара на нефтяной платформе в Северном Море, я позвонил приятелю в нефтяную фирму. Рынок был в отчаянии, а он был спокоен, скупив все фьючерсы за полчаса до того, как они взлетели в цене. Он получил телекс о пожаре от агента задолго до того, как сообщение появилось в новостях. Своевременная информация бесценна, но только большая корпорация может позволить себе разведывательную службу.

У фирм, которые действуют одновременно на рынке фьючерсов и валюты, тоже есть преимущество. У них есть истинно конфиденциальная информация и они свободны от ограничений по спекулятивным позициям (см. главу 8). Недавно я навестил знакомого в транснациональной нефтяной компании. Пройдя через систему безопасности серьёзнее, чем в аэропорту Кеннеди, я двинулся по коридорам с стеклянными стенами. Группы людей собрались у мониторов, торгуя нефтепродуктами. Я спросил у приятеля, не занимаются ли его люди спекуляцией. Он посмотрел мне прямо в глаза и сказал «да». Я переспросил, и получил тот же ответ. Компании переходят грань между балансом интересов и спекуляцией, основанной на конфиденциальных сведениях.

Служащие фирм, играющих на бирже, имеют психологическое преимущество, поскольку могут несколько расслабиться, раз их собственные деньги в безопасности. Многие индивидуалы не могут остановиться, встав на путь разорения, а корпорации обеспечивают дисциплину среди своих игроков. У такого игрока есть два ограничения: скольким он может рисковать в одной сделке и сколько он может потерять в течение месяца. Эти ограничения спасают игрока от крупных потерь.

При всех этих преимуществах, как может трейдер-одиночка соревноваться с корпорацией и выиграть? Во-первых, во многих биржевых отделах корпораций плохое руководство. Во-вторых, ахиллесовой пятой большинства корпораций является то, что они обязаны быть активными на рынке, а индивидуал может как играть, так и отойти в сторону. Банки вынуждены быть активными на валютном, пищевые компании на зерновом рынке не зависимо от уровня цен. Трейдер-одиночка может ждать наиболее выгодной ситуации.

Большинство трейдеров-одиночек отвергают это преимущество, играя слишком много. Индивидуал, стремящийся победить гигантов, должен выработать терпение и укоротить жадность.

Помните, ваша цель играть хорошо, а не часто.

Успешные игроки за корпорацию получают повышение зарплаты и боны. Даже значительные боны может показаться жалким тому, кто заработал много миллионов для своей фирмы. Успешные корпоративные игроки часто говорят об уходе в отставку и игре на себя.

Только немногие из них отваживаются на такой шаг. Большинство из тех, кто покинул корпорацию, оказываются захвачены страхом, жадностью, удовольствием или паникой, когда начинают рисковать собственными деньгами. Они редко успешно играют за собственный счёт – ещё одно указание на то, что психология в конечном счёте определяет успех или поражение игрока.

Оружейники

Средневековые рыцари мечтали купить самый острый меч, а современные игроки ищут свои инструменты. Расширение доступа к данным, компьютерам и матобеспечению делает условия игры более равными для всех. Цены на машины падают почти ежемесячно, а программы становятся все лучше. Даже для компьютерно безграмотного игрока доступно нанять консультанта и установить компьютер (см. главу 4.1).

Компьютер позволит вам ускорить ваш анализ и отследить больше возможностей. Но он не заменит принятие верных решений. Компьютер поможет глубже проанализировать больше рынков, но ответственность за каждую сделку по-прежнему будет лежать на вас.

Есть три типа программ для игроков: инструментальные, чёрные ящики и серые ящики. Инструментальная программа позволяет выводить данные, строить графики, рассчитывать индикаторы и даже испытать вашу систему игры. Инструментальные программы для торговцев опционами включают модели для их оценки. Настроить инструментальную программу на ваши нужды так же просто, как подогнать сиденье в машине.

Что происходит внутри чёрного ящика – это секрет. Вы вводите данные, а он говорит вам, когда покупать, а когда продавать. Это как магия – способ делать деньги не думая. Чёрные ящики обычно поставляются вместе с отличным послужным списком, полученным проверкой на имеющихся данных. Это совершенно естественно, поскольку они и предназначены для того, чтобы соответствовать старым данным! Рынок постоянно изменяется, чёрные ящики постоянно отказывают, а новые поколения неудачников продолжают покупать новые чёрные ящики.

Серые ящики заполняют разрыв между чёрными ящиками и инструментальными системами. Эти пакеты предлагаются обычно видными деятелями рынка. В них раскрыта общая логика системы и вы можете настроить некоторые параметры.

Консультанты

Консультативные бюллетени – яркое пятно на рыночной сцене. Свобода печати позволяет каждому поставить на кухне пишущую машинку, купить марки и начать рассылать консультативный бюллетень. Его «история использования» обычно ничего не значит, поскольку никто никогда не следует всем советам какого бы то ни было бюллетеня.

Некоторые издания дают полезные идеи и показывают, где искать новые возможности. Меньшинство из них полезны для самообразования. В основном, они предназначены для того, чтобы создать у аутсайдеров иллюзию сопричастности, убедить их, что они знают что происходит, или должно произойти, на рынке.

Бюллетени хорошо развлекают. Ваша подписка обеспечит вам друга по переписке, который присылает интересные и забавные письма и не просит писать в ответ, исключая чек за продление подписки.

Мелкие предприниматели организуют фирмы, определяющие рейтинг информационных бюллетеней. Все они стремятся к прибыли и их благополучие зависит от благополучия консультативной индустрии. Авторы рейтинга могут иногда пожурить консультанта, но большая часть времени уходит у них на восторженные аплодисменты.

Я сам делал информационный бюллетень. Работал много, не фальсифицировал результаты и имел неплохой рейтинг. Я знаю на опыте огромный потенциал фальсификации результатов. Это тщательно охраняемый секрет консультативной индустрии.

Когда я начал готовить бюллетень, один из наиболее видных консультантов посоветовал мне тратить меньше времени на анализ и больше на маркетинг. Основной принцип подготовки бюллетеня гласит:

«Если вы должны делать прогнозы, делайте их много. Как только прогноз оправдается, удваивайте объем рассылаемой по почте рекламы».

Соревнования игроков

Соревнования игроков проводятся мелкими фирмами или частными лицами. Участники платят организатором за то, что те будут следить за их успехами и широко рекламировать победителей. У соревнований игроков есть два недостатка, один из них ничего, а другой потенциально преступный. Этакий скандал, который ждёт, пока его раскопают журналисты.

Все соревнования утаивают сведения о проигравших и говорят только о победителях. Каждая собака иногда греется на солнышке, и у каждого игрока бывает один удачный квартал. Если вы включитесь в соревнование, будете дико рисковать, то рано или поздно у вас будет хороший квартал, вы войдёте в число победителей и привлечёте деньги других людей в свой фонд.

Многие консультанты участвуют в соревновании со скромной суммой, которую они относят на затраты по маркетингу. Если им повезёт, то они получают ценную рекламу, а нет – их неудача не афишируется. Никто не узнает об участнике, растратившем свой счёт. Я знал игроков, настолько слабых, что им не продать конфету ребёнку. Они хронические неудачники, но каждый появлялся среди победителей основных соревнований и с очень хорошими результатами, выраженными в процентах. Эта известность позволила им собрать чужие деньги, которые они

продолжили проматывать. Если бы соревнования игроков раскрывали имена и результаты всех участников, это просто убило бы бизнес.

Более неприятный недостаток соревнований – это финансовое слияние организаторов с некоторыми участниками. Многим организаторам есть прямой интерес подтасовывать результаты и помогать своим товарищам по заговору выйти победителем, что затем используется для сбора средств у населения.

Владелец одного соревнования говорил мне, что он помогал собирать деньги для своей звезды и победителя. Насколько объективен может быть судья, если у него общий бизнес с одним из участников? Ясно, что сумма, которую он сможет собрать, зависит от того, как хорошо «звезда» покажет себя в соревновании. Эта тщательно выращенная звезда быстро спустила деньги, отданные под её опеку.

Худшие злоупотребления могут совершаться в соревнованиях, проводимых брокерскими фирмами. Фирма может установить правила соревнования, привлечь участников, заставить их играть через фирму, обеспечить судейство, рекламировать результаты и затем перейти к делу-сбору средств с населения для управления победителями, гарантируя тем самым себе доход и комиссионные. Такой фирме очень просто сделать звезду. Достаточно открыть несколько счётов для будущего победителя. Каждым вечером можно заносить лучшие сделки на соревновательный счёт, а остальные сделки на прочие счета, получив, тем самым, изумительный «послужной список». Соревнование игроков может быть очень привлекательным способом оболванивания публики.

Рыночная толпа и Вы

Рынок – это плохо организованная толпа, в которой спорят о том, поднимутся цены или упадут. Поскольку все цены отражают консенсус, достигнутый толпой на момент совершения сделки, то фактически все игроки спорят о будущем настроении толпы. Толпа переходит от безразличия к оптимизму или пессимизму и от надежды к страху. Многие люди не следуют собственному плану игры, позволяя толпе влиять на их чувства, мысли и действия.

«Быки» и «медведи» борются на рынке, а Ваш счёт увеличивается или уменьшается под влиянием деятельности этих незнакомцев. Вы не можете управлять рынком. Вы можете только решить, когда войти в игру и когда выйти из неё.

Большинство игроков нервничают, выходя на рынок. Когда они присоединяются к рыночной толпе, эмоции затемняют их разум. Эти вызванные толпой эмоции заставляют игроков отклоняться от своего плана и терять деньги.

Эксперты по толпе

Чарльз Маккей, шотландский юрист, написал классическую книгу «Необычно популярные заблуждения и сумасшествие толпы» в 1841 году. Он описал несколько массовых маний, включая тюльпанную манию в Голландии в 1634 году и мыльный пузырь инвестиций в Южные Моря в Англии в 1720 году.

Тюльпанное сумасшествие началось как рынок «быков» по луковицам тюльпанов. Длительный период рынка «быков» убедил состоятельных голландцев в том, что тюльпаны будут продолжать ценить. Многие из них бросили свой бизнес, начали выращивать тюльпаны и торговать ими, стали тюльпанными брокерами. Банки принимали тюльпаны как обеспечение, а спекулянты процветали. В итоге мания рухнула несколькими волнами панических продаж, оставив множество нищих и потрясённую нацию. Маккей с сожалением заключает: «Люди сходят с ума толпами, а возвращаются к здравому рассудку медленно и по одному».

В 1897 году Густав Ле-Бон, французский философ и политик, написал «Толпу», одну из лучших книг по массовой психологии. Её современный читатель видит своё отражение в столетнем зеркале.

Ле-Бон пишет, что, когда отдельные личности образуют толпу, «кто бы ни были индивидуумы, составляющие её, каким бы одинаковым или различным не был бы их образ жизни, род занятий, характер или их уровень интеллекта, тот факт, что они вовлечены в толпу, даёт им некий коллективный разум, заставляющий их чувствовать, думать и поступать способом, совершенно отличным от того, каким каждый из них чувствовал бы, думал и поступал, находись он в состоянии изоляции.»

Люди меняются, когда присоединяются к толпе. Они становятся более простодушными и импульсивными, активно ищут лидера и руководствуются эмоциями вместо того, чтобы обращаться к разуму. Индивид, вошедший в состав группы, в меньшей степени способен позаботиться о себе.

Эксперименты американских психологов в 1950-х годах доказали, что в группе люди думают иначе, чем в одиночестве. Например, индивидуально человек легко может ответить, какая из двух линий на листе бумаги длиннее. Он теряет эту способность, если его поместить в группу, члены которой намеренно дают неверные ответы. Разумные, окончившие колледж люди верят нескольким незнакомцам больше, чем собственным глазам!

Члены группы верят другим, и особенно лидеру группы, больше, чем самим себе. Теодор Адорно, совместно с другими социологами, показывает в двухтомнике «Американский солдат», что наилучшим и единственным параметром, позволяющим предсказать эффективность индивидуума в бою, является его отношение к своему сержанту. Солдат, доверяющий лидеру, буквально идёт за ним насмерть. Игрок, верящий, что он следует за трендом, будет держать убыточную позицию до тех пор, пока его состояние не испарится.

Зигмунд Фрейд учил, что члены группы удерживаются вместе за счёт своей преданности лидеру. Наши чувства по отношению к групповому лидеру произрастают из наших детских чувств по отношению к отцу смеси доверия, зависти, страха, стремления к одобрению и готовности к восстанию. Когда мы вступаем в группу, наша способность рассуждать о вещах, важных для группы, деградирует до уровня ребёнка. Группа без лидера не может удержаться вместе и распадается. Это объясняет паническую покупку или продажу. Когда игроки неожиданно чувствуют, что та тенденция, за которой они следовали, покинула их, они сбрасывают свои позиции в панике.

Члены группы могут ухватить несколько трендов, но они погибают, когда рынок меняется на противоположный. Когда вы присоединяетесь к группе, вы действуете как ребёнок, следующий за родителями. Рынок не заботится о вашем благополучии. Успешные игроки – всегда независимые мыслители.

Наши рекомендации