V. Первичное закрепление
I. Самоопределение к деятельности
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на девиз нашего урока (девиз написан на плакате):
“Учитесь …. открывать! ”
– А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово:
48 Н | 16 Т | 36 Й | 28 А | 56 Ы |
Ответ детей:
16 Т | 28 А | 36 Й | 48 Н | 56 Ы |
– Итак, запомните наш девиз урока “Учитесь тайны открывать!”
II. Мотивация и актуализация опорных знаний
– Ребята, для того, чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку.
1. Что написано на доске? (Выражения.)
Найдите значения выражений удобным способом.
25 + 10 + 5 + 20
12 + 14 + 8 + 6
2. Работа с двузначными числами.
а) Назовите “лишнее” число. (5)
б) Уменьшите все двузначные числа на 3 десятка.
в) Назовите в порядке убывания.
3 .Занимательные вопросы.
К доске выходят 2 ученика с заранее подготовленными дома заданиями.
– Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг . Сколько будет весить цапля , если встанет на обе ноги? (3 кг).
– Двое играли в домино 20 минут. По сколько минут играл каждый? (По 20 минут).
– Молодцы! Вы хорошо отвечали на занимательные вопросы. Теперь ответьте еще на один вопрос: Какие величины вы знаете?
(Выслушиваются ответы.)
III. Постановка учебной задачи
– Почему затрудняетесь ответить?
– Не знаем ,что такое величины?
– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
– Величины.
– Для того, чтобы ответить на такой сложный вопрос, нам придется стать исследователями, а результаты будем записывать в таблицу.
Показ слайда:
ВЕЛИЧИНА | Единица измерения |
– Обратите внимание на вторую часть таблицы .Знакомы ли вам эти слова? На прошлом уроке с какой единицей измерения мы знакомились
– Сантиметром.
– Что измеряют в сантиметрах.?
– Длину книги, длину карандаша.
Дети измеряют заданные полоски на партах.
– Какой вывод можно сделать?
– Сантиметр – это единица измерения длины.
На слайде появляется запись
ВЕЛИЧИНА | Единица измерения |
Длина | сантиметр |
– Какие еще единицы измерения длины вы знаете? (Метр, км, мм.)
– Что у меня в руках? (Банка с водой.) Можно ли измерить воду сантиметрами? (Нельзя измерить.)
– В чем же можно измерять воду? (В литрах.)
– Какая следующая единица измерения? (Литр.)
– Что ещё можно измерить в литрах? (Молоко, бензин, подсолнечное масло.)
– Молодцы ребята, литрами измеряют жидкости.
– А вы знаете, ребята, что литрами измеряют, сколько места занимает предмет в пространстве, т.е. его объем.
На слайде появляется запись:
ВЕЛИЧИНА | Единица измерения |
Длина | сантиметр |
Объем | литр |
– Что теперь у меня в руках? (Пакет с яблоками.)
– Можете ли вы назвать единицу измерения этой величины.? (кг, г)
– А как же называется эта величина? Килограммами измеряют, сколько весит предмет, т.е. его массу.
– Игра в магазин. Один из учеников – продавец (Ученик одевает соответствующие атрибуты и становится возле игрушечных весов.)
Дети по очереди покупают фрукты, используя необходимые термины.
На слайде появляется запись:
ВЕЛИЧИНА | Единица измерения |
Длина | сантиметр |
Объем | литр |
Масса | килограмм |
– Ребята, а кто знает , сколько времени длится наш урок?
– 30 минут. (Если дети затрудняются, ответ дает учитель.)
– Значит, следующие единицы измерения – час, минута, день. Какая же величина измеряется в часах?
– Время. На слайде появляется запись:
ВЕЛИЧИНА | Единица измерения |
Длина | сантиметр |
Объем | литр |
Масса | килограмм |
Время | час |
– Вот, ребята, мы с вами вместе заполнили таблицу. Можно сказать, что мы провели исследовательскую работу.
IV. Физкультминутка
Вышли мыши
Вышли мышки как-то раз,
(“Ходьба”, сидя за партой(держать осанку)
Посмотреть, который час.
(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс)
Раз-два, три-четыре,
(Два хлопка справа, два хлопка слева)
Мыши дернули за гири.
(Рука вверх-вниз)
Вдруг раздался страшный звон
(Четыре хлопка над головой)
Убежали мышки вон.
V. Первичное закрепление
1. Рассматривание рисунков на 82 странице учебника.
– Какие предметы к какой величине подходят?
Масса | |
Время |
2. Работа в тетрадях на печатной основе.
Дети сравнивают массы животных. Результаты подписывают под картинками.
– Какое животное тяжелее всех? (Волк.)
– Какое животное легче всех? (Утка.)
– В этом задании с какой величиной мы работали?
– Масса.
– Как вы думаете, с какой величиной нам нужно еще поработать? (Время.)
Работа по учебнику на странице 83 . В задании №3 надо рассмотреть схему маршрута туриста.
– Что вы можете сказать по рисунку? (Дают свои ответы.)
– Сколько часов занимает путь на автобусе и поезде? (20 часов.)
– Сколько времени турист шел пешком и ехал на велосипеде? (60 часов.)
– Какая величина осталась ? (Объем.)
Теперь обратите внимание на эти банки. Сколько молока можно налить в первую? (5 литров.) Сколько во вторую? (2 литра.) Объем какой банки больше? (Первой.) На сколько больше? (На 3 литра.) Сколько всего литров молока можно налить в эти банки? (7 литров.) Как узнали? (5 + 2 = 7)
VI. Итог урока
– Над какой темой сегодня работали? (Величины.)
– Сможете ли вы ответить теперь на этот вопрос? (Перечисляют величины.)
– Спасибо за урок!