Лабораторная работа № 12
Тема: Тактическое планирование в логистической системе порта
Цель:Научиться осуществлять тактическое планирование технологии международной перевозки грузов через морской порт.
12.1. Краткие теоретические положения.
Тактическое планирование в порту осуществляется по цепочке, состоящей из некоторого набора операций, позволяющих получить оптимальные решения.
|
Студентам предлагается по заданному типу груза построить цепочку тактического планирования по предлагаемой схеме. Задаться необходимыми данными, принять решения промежуточные и окончательные, пропустив программу через ЭВМ.
Составить технологическую схему обработки заданного груза (рис. 12.1.).
Рис. 12.1. Цепочка тактического планирования грузопереработки
Работу проводить по следующим этапам:
1. Выбор вида транспорта из i вариантов (ж.д., ав., реч., возд., и т.д.), выбор вида судна из j вариантов.
2.
|
3. Выбор материальных потоков по кол-ву и поставщикам на основании l договоров.
4. Выбор технологии обработки грузов(повагонная, мелкая отправка и др.)
5. Выбор вида грузовых единиц (упаковка или без неё)
6. Выбор типа перегрузочных средств(краны, перегружатели, тягачи)
7. Выбор технологии переработки грузов для перевозочных q, складских r, перегрузочных s работ.
12.2. Задание на лабораторную работу
Студентам предлагается осуществить тактическое планирование технологии обработки заданного груза в логистической системе порта.
Планирование осуществляется в семь этапов, на каждом из которых студент принимает конкретное решение исходя из принципов:
а) с наименьшими затратами;
б) точно в срок;
в) с соблюдением условий сохранности груза.
При этом учитывается что каждое из принимаемых решений имеет свои положительные и отрицательные стороны, что учитывается в предлагаемых оценочных баллах.
Окончательный результат выполненной работы считается приемлемым, если сумма оценочных баллов соответствует допустимым, по заданному виду груза.
Таблица 12.1
Исходные данные к работе
№ вар | Номенклатура грузов | Возможный вид упаковки | ||
Овощи свежие | мешки, ящики, связки, корзины | |||
Материалы отделочные, полимерные, кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие | ящики, рулоны, без упаковок | |||
Материалы и изделия асфальтовые строительные | навалом, мешки, ящики, без упак. | |||
Асбест и слюда | мешки, ящики, без упаковок | |||
Суперфосфат | навалом, мешки, бумаж. пакеты | |||
Клей | мешки, ящики, бочки | |||
7. | Металлы щелочные и металлогрузы | мешки, ящики, без упаковки, бочки | ||
| Изделия кондитерские, сахаристые (кроме мучных) | мешки, ящики, бочки |
Продолжение таблицы 12.1
Мясо и субпродукты | мешки, ящики, бочки | |
Рыбопродукты соленые, копченые, сушеные | мешки, ящики, бочки | |
Пряжа, нитки всякие, шелк-сырец | ящики, кипы, тюки | |
Войлок и изделия войлочные | мешки, рулоны, кипы, тюки | |
Галантерея | мешки, кипы, тюки | |
Изделия из кожи, волоса, щетины, кроме галантерейных | мешки, ящики, кипы, тюки | |
Утиль-сырье | мешки, ящики, кипы, тюки | |
Сера | навалом, мешки, ящики, бочки | |
Рассада овощная, цветочная, ягодная, цветы живые и срезанные | ящики, корзины, связки | |
Рис | мешки, насыпью | |
Пшено | мешки, насыпью | |
Известняк флюсовый, доломит сырой | навалом, мешки | |
Мед | мешки, ящики, бочки | |
Кирпич огнеупорный | ящики, без упаковки | |
Гипс, известь, мел | навалом, в мешках | |
Торф для сельского хозяйства | навалом, в мешках, ящиках | |
Птицы живые и пчелы | ящики, без упаковки | |
Пшеница | мешки, насыпью | |
Свекла сахарная | ящики, мешки | |
Кокс каменоугольный | навалом, мешки | |
Мазут | бочки | |
Газ сжиженый | баллоны | |
Балласт для железных дорог | навалом | |
Трубы керамические | ящики, без упаковки | |
Драгоценные металлы | ящики |
12.3. порядок выполнения работы
Этап
Выбрать один из видов транспорта для доставки грузов в порт по таблице 12.2 (наилучший вариант занимает 1 место)
Таблица 12.2
Оценочный этап видов транспорта доставки грузов в порт
Транспорт | Критерии оценки по видам транспорта | Место | ||
|
Продолжение таблицы 12.2
железнодорожный речной автомобильный трубопроводный воздушный морской-морской | Экономичность | |
железнодорожный речной автомобильный трубопроводный воздушный морской-морской | Быстрота доставки | |
железнодорожный речной автомобильный трубопроводный воздушный морской-морской | Сохранность груза | |
железнодорожный речной автомобильный трубопроводный воздушный морской-морской | Экологическая безопасность |
Этап
Выбрать тип подвижного состава для доставки заданного груза в порт и тип судна на которое будет перегружаться груз по таблицам № 12.3, 12.4, 12.5, 12.6.
Таблица 12.3
Оценочный этап флота
№ | Наименование судна | Регист-ровый тоннаж, у/е | Рабочая скорость | Даль- ность плавания, миль | Грузовмести-мость | ||||
полная загрузка, узлов | баласт, узлов | навалочных, м3 | кон- тейнер TEU | ||||||
Закарпатье | 12.5 | 13.0 | – | – | |||||
Добруш | 12.6 | 13.6 | – | ||||||
Г.Крыжанов-ский | 13.0 | 14.0 | |||||||
| М.Рыльский | 9.0 | 10.0 |
Продолжение таблицы 12.3
Рубежное | 12.6 | 13.6 | |||||
Г.Горбатов | 16.5 | – | |||||
Механик Юзвович | 9.0 | 10.0 | |||||
Иваново | 11.5 | 7618.8 | – | ||||
Донецк | 13.8 | 14.4 | – | ||||
Академик Губер | 15.5 | 16.0 |
Продолжение таблицы 12.3
№ | Наименование судна | Назна-чение судна | Длина, м | Шири-на, м | Водо- изме-щение, т | Дед- вейт, т | Грузо-подъ-ёмность т | Мес- то |
Закарпатье | балкер | 22.9 | ||||||
Добруш | балкер | 196.47 | ||||||
Г.Крыжа-новский | ген. гр. | 155.2 | ||||||
М.Рыльский | ген. гр. | 124.3 | 16.4 | – | ||||
Рубежное | ген. гр. и кон. | 117.9 | 16.6 | |||||
Г.Горбатов | ген. гр. | 148.57 | ||||||
Механик Юзвович | балкер | 139.9 | 16.6 | |||||
Иваново | балкер | 104.7 | 16.5 | |||||
Донецк | балкер | 152.6 | 19.2 | |||||
Академик Губер | ро-ро | 19.4 |
Таблица 12.4
Оценка ПС ж.д. транспорта
Показатели | КР | ПВ | ПЛ | ЦС | Х | ИВ | ||
Грузоподъёмность, т | 4.9 | |||||||
Масса тары, т | 22.4 | 22.2 | ||||||
Длина по осям сцепления автосцепок, мм | ||||||||
Объём кузова, м3 | 18.5 | 61.2 | 117/82 | |||||
Площадь пола, м3 | 34.2 | 36.8 | – | 43.6 | ||||
Число осей | ||||||||
|
Таблица 12.5
Оценка воздушного флота
Характеристики в баллах | Боинг-747 | Самолет грузовой | Вертолеты | Дирижабли |
Весовая характеристика | ||||
Скоростная характеристика | ||||
Дальность полета | ||||
Доставка грузов в труднодоступные районы местности |
Таблица 12.6
Оценка ПС автотранспорта
Наименование | Авто-погрузчик | Цистерна | Самосвал | Контей-неровоз | Автопоезд |
Максимальная скорость движения, км/ч | |||||
Собств. масса, т | – | 8.48 | 10.96 | 7.2 | 7.08 |
Полная масса, т | – | ||||
Погруз. высота, мм | – | ||||
Грузоподъём-ность, кг | |||||
Модели | 4014Д | ТЦ-6А | КАМАЗ-55102 | ЗИЛ-1381-76 | КАМАЗ-5320 |
Этап
Из таблицы 12.7 выбрать вид договора по которому осуществляется поставка грузов в порт.
Таблица 12.7
Идентификация корреспонденции материальных потоков
№ п/п | Наименование договора | Грузы, перевозимые по данному договору | Оценоч-ный балл | ||
контракт на поставку сырой нефти наливом | нефть, мазут, дизельное топливо | ||||
контракт на поставку чугуна | чугун в чушках, слитки, слябы, блюмы | ||||
контракт купли-продажи хромовой руды | железная руда, марганцевая руда, хромовая руда, никелевая руда | ||||
| договор поставки пиломатериалов | брус, доска обрезная, доска необрезная |
Продолжение таблицы 12.7
контракт на поставку инструментов | контрольно-измери-тельная аппаратура | ||
контракт на поставку оборудования | станки, краны, подъемно-транспортное оборудование, трансформаторы, генераторы, электродвигатели, насосы, турбины | ||
договор на поставку средств транспорта | автомобили легковые, автомобили грузовые, локомотивы | ||
договор поставки запасных частей | коленчатый вал, распределительный вал, воздушный фильтр, масляный фильтр, аккумулятор |
Этап
Исходя из возможности массовых поставок заданного груза выбрать технологию и способ организации обработки грузов:
1. Переработка повагонными партиями – 1 балл
2. Переработка груза мелкими партиями – 2 балла
Этап
Выбор вида грузовых единиц из n вариантов (табл. 12.8).
Таблица 12.8
Оценка грузовых единиц в баллах
№ п/п | Наименование | Затраты на упаковку |
мешки | ||
ящики | ||
корзины | ||
кипы | ||
навалом, насыпью | ||
рулоны | ||
связки | ||
без упаковки | ||
бумажные пакеты | ||
бочки |
Этап
|
Таблица 12.9
Выбор перегрузочных машин
Транс- портное средство | Грузо-подъем- ность, т | Произво- дитель- ность, т/ч | Универсальность | Стои-мость, грн. | |||||
Гусе-ничный кран | Может работать как от собственной дизель-электрической установки, так и получать питание от внешней силовой электросети | ||||||||
Авто-погруз-чик | 3,2 | 34,6 | Универсальность определяется большим числом сменных грузозахватных приспособлений. Они требуют относительно малых капитальных вложений, которые окупаются в течение короткого срока | ||||||
Плавучий кран | 1,25 | Может выполняться в разнообразном исполнении с учетом возможности транс-портировки их по железной дороге к месту сборки или на плаву | |||||||
Электро- погруз-чик | 3,2 | 25,6 | См. автопогрузчик | ||||||
Ленточный конвейер | – | Скорость перемещения груза | |||||||
Аэро-желоб | – | Для транспортировки с необходимым уклоном цемента и других хорошо аэрируемых материалов | |||||||
Пневма-тический раз- грузчик всасы- вающего действия | – | При их применении можно осуществлять перегрузку материалов из железнодорожного вагона непосредственно в складские емкости с помощью одной машины | |||||||
| Установка груженого полувагона в ротор вагоноопрокидывателя производится толканием, управляемым оператором | ||||||||
Продолжение таблицы 12.9
Порталь-ный кран "KONE" | Грузоподъемные машины, у которых поворотная часть монтируется на высокой раме портала. Предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в речных и морских портах при перегрузке сыпучих и штучных грузов в судах и вагонах | ||||||||
Насосы судовые и береговые | – | Предназначены для транспортировки цемента на расстояния до 200 м | |||||||
Погрузчик с гидрав-лическими прижима-ми | 0,25 | Предназначен для погрузки в кузов автомобиля-крана, раз-грузки и укладки его в штабеля. Кран консольного типа, поворотный, устанавливается на автомобиле между кабиной и платформой с гидравлическим приводом внешних опор | |||||||
Пере-движной роликовый конвейер | – | Широко применяются на складах с многоярусным хранением грузов в виде гравитационных накопителей грузов в высотных автоматизированных складах при подаче груза к кранам. Имеет легкую конструкцию с рамой, опирающейся на ходовые колеса и приспособлением для изменения высоты подъема груза | |||||||
Зерно- перегру-жатель | Разгрузка судов с зерном в морских портах по прямому варианту судно – склад, судно – вагон | ||||||||
Этап
На этом этапе разрабатывается технология непрямого варианта, когда груз принимается сначала в склад, накапливается, перерабатывается, а затем доставляется на причал для перегрузки в судно. Необходимо описать тип склада для заданного груза, тип механизма из таблицы 9 для транспортировки в склад, а затем на причал и тип перегрузочного механизма для погрузки в судно.
|
12.4. дополнительные указания
Выбор оптимального варианта переработки заданного вида груза осуществляется с учётом главных логистических принципов:
1. Минимальные затраты.
2. Точно в срок.
3. Безусловная сохранность груза.
12.5.требования к оформлению отчёта
Отчёт студенты оформляют в следующей последовательности:
1.Цель работы.
2.Описание метода тактического планирования с изображением цепочки.
3.Описание технологии переработки груза с подробным описанием прибывающего вида транспорта и типа ПС, поступление в склад (с указанием его типа и чем его доставляют) или выгрузка по прямому варианту, сочетающую и погрузку в судно. Технология должна иметь вид текста, а не набор наименований с их величинами.
При непрямом варианте предоставляют технологию переработки заданного груза через склад.
12.6.Контрольные вопросы
1. Для чего строится цепочка тактического планирования?
2. Какие логистические критерии вы знаете?