Возрождение культуры и науки в Европе
Возникновение университетов (XI – XV века) Этот этап развития астрономии совпал по времени с эпохой Возрождения, когда изменилось отношение к искусству, литературе и науке, создатели которых освободились от фанатизма, присущего ортодоксальной религии. Деятели науки эпохи Возрождения ставили целью своего творчества развитие личности и освобождение духовной жизни от паутины предрассудков. Для этого не было возможности в обществах Востока и там, где господствовал исламский фундаментализм. Формы научной деятельности в Европе стали приходить в соответствие с выросшими потребностями общества. Необходимость получения новых знаний о природе была вызвана начинавшимся преобразованием феодального общества, которое нуждалось в прогрессе техники и технологии, открытии новых земель и в духовно свободных личностях, способных выполнять эти задачи.
Правило Пасхалии имеет следующую формулировку: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.
Николай Коперник.
Врач, астроном. Восточная Пруссия. Занимался сферической тригонометрией, медициной.
Труд (между 1520 и 1530 годами) «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». В сжатой форме высказана гелиоцентрическая концепция строения Солнечной системы. Имеются данные, что уже в 30-е годы об астрономических взглядах Коперника было известно в Ватикане.
В 1540 году – детальное изложение новой доктрины математиком Георгом Иоахимом. Гелиоцентрическая система – вышло в 1534 году в год смерти Коперника.
В отличие от некоторых античных и средневековых ученых, лишь указывавших на относительность движения на примере наблюдений с плывущего корабля, Коперник последовательно применяет принцип кинематической относительности видимых движений небесных тел, но, что самое важное, делает это и для определения действительных движений по данным наблюдений.
Теория Коперника объясняет следующие явления:
1. Суточное вращение небесного свода как отображение вращения Земли вокруг своей оси.
2. Видимое годичное движение Солнца как отображение обращения Земли вокруг Солнца.
3. Прецессионное движение как отображение вращения земной оси вокруг полюсов эклиптики.
Принцип относительности движений сформулирован Коперником очень четко: «Всякое воспринимаемое изменение положения происходит вследствие движения либо наблюдаемого предмета, либо наблюдателя, либо вследствие движения того и другого, если, конечно, они различны между собой»
Коперник опасался публикации, ожидая возникновения споров.
Сохранялись эпициклы, в том числе и для Солнца (компенсация сжатия орбит).
Галилео Галилей
Изобретатель телескопа. Фазы Венеры, спутники Юпитера, структура млечного пути. Был дружен с духовенством. Отверг эллиптические движения Кеплера по причине недоверия к тому, как увлекавшемуся мистикой. Приливы. Движение по инерции, внешние силы.
Павел V, 1616 год: «Нельзя толковать и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую».
Специальным эдиктом 1616 года теория Коперника была запрещена.
Позицию католической церкви проясняет письмо влиятельного кардинала Беллармино, направленное 12 апреля 1615 года теологу Паоло Антонио Фоскарини, защитнику коперниканства. Кардинал поясняет, что церковь не возражает против трактовки коперниканства как удобного математического приёма, но принятие его как реальности означало бы признание того, что прежнее, традиционное толкование библейского текста было ошибочным. А это, в свою очередь, пошатнёт авторитет церкви:
Во-первых, мне кажется, что Ваше священство и господин Галилео мудро поступают, довольствуясь тем, что говорят предположительно, а не абсолютно; я всегда полагал, что так говорил и Коперник. Потому что, если сказать, что предположение о движении Земли и неподвижности Солнца позволяет представить все явления лучше, чем принятие эксцентриков и эпициклов, то это будет сказано прекрасно и не влечёт за собой никакой опасности. Для математика этого вполне достаточно. Но желать утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца,— утверждать это очень опасно не только потому, что это значит возбудить всех философов и теологов-схоластов; это значило бы нанести вред святой вере, представляя положения Святого Писания ложными.
Во-вторых, как вы знаете, собор запретил толковать Священное Писание вразрез с общим мнением святых отцов. А если ваше священство захочет прочесть не только святых отцов, но и новые комментарии на книгу «Исхода», Псалмы, Экклезиаст и книгу Иисуса, то вы найдёте, что все сходятся в том, что нужно понимать буквально, что Солнце находится на небе и вращается вокруг Земли с большой быстротой, а Земля наиболее удалена от неба и стоит неподвижно в центре мира. Рассудите же сами, со всем своим благоразумием, может ли допустить церковь, чтобы писанию придавали смысл, противоположный всему тому, что писали святые отцы и все греческие и латинские толкователи?
Суд над Галилеем (1633):
Галилео Галилей. «Диалог о двух системах мира» - основной материал дела.
Основными были два вопроса: сознательно ли Галилей нарушил эдикт 1616 года, и раскаивается ли он в содеянном. В итоге учёный был поставлен перед выбором: либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнет участь Джордано Бруно и многих других, замученных инквизицией. Галилей не стал упорствовать и на первом допросе объявил, что не является коперниканцем, а в книге хотел не защитить, а развенчать мнение о движении Земли.
Джордано Бруно.
Развитие идей Коперника. Вселенная – единая, бесконечная и неподвижная. Множественность миров. Философская интерпретация учения Коперника. Инквизиция признала Бруно нераскаившимся, упорным и непреклонным еретиком.
В своих работах приводил синтез логических и мистических элементов. Герметическая ересь. Считал целью философии познание природы – бога в вещах.
Космология: отсутствие материальных небесных сфер, гипотеза о существовании других планет. Не было противоположности между землёй и небом.
Монада-объект-субъект. Высшая субстанция – монада монад, бог. Целое, проявляющееся в единичном.
В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.
Характерной чертой Бруно, в 1572 г. ставшего священником, была ненависть к «прогнившей церкви и ее служителям». Сам он был сторонником герметизма — учения, разделявшегося еще античными философами — Платоном и Пифагором. Согласно учению герметиков вся Вселенная божественна, включая человека. Звезды и планеты суть живые существа, обладающие душой. Бруно в одном из своих сочинений писал: «Земля, поскольку она живое существо, движется вокруг Солнца египетской магии; вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила». Очевидно, насколько подобные взгляды противоречат науке. Бруно был выдающимся мыслителем, но далеким от математики и механики. Не поняв сущности теории Коперника и относясь свысока к методам и результатам астрономии, он принял из нее, по существу, только мысль о том, что Земля не занимает центрального положения в Солнечной системе, и использовал это для возрождения древней философии. Им так была характеризована деятельность Коперника: «Ему мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от нее ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов» После восьмилетнего заключения в тюрьме инквизиции Бруно был осужден и казнен в Риме в 1600 г.
Исаак Ньютон
Это уже новое время.
Основное с философской точки зрения: совмещение земных и небесных законов.
Основной научно-философский труд – «Математические начала натуральной философии»
Открытие закона всемирного тяготения. Рациональная механика: «по наблюдаемым явлениям определить силы природы и после этого изучить прочие явления». Определения механических величин. Вывод законов Кеплера. Основа небесной механики.
В «Началах» общие правила натуральной философии:
1. Достаточность причин.
2. Одинаковость причин для сходных явлений.
3. Свойства тел постигаются не иначе чем испытаниями.
Теория фигуры Земли, теория Луны, массы планет, корпускулярная теория света.
Будучи глубоко религиозным человеком, Ньютон считал всю природу созданием Бога, который привел мир — и как часть его Солнечную систему — в наблюдаемое состояние. Мир уподобляется «заведенным часам», хотя и допустим «сбой часов» в результате возмущений движения небесных тел, связанных с действием закона всемирного тяготения. За эти взгляды Ньютон подвергался критике со стороны ортодоксальных представителей церкви.
В итоге – сформировалась механистическая картина мира.
В качестве резюме:
В цепочке Коперник-Бруно-Галилей-Ньютон происходила трансформация взглядов на мироустройство вместе с формированием нового научного подхода и отрыва этой новой науки от теологического давления.