Пример решения задач по теме

«Экспериментально-статистические методы обработки результатов эксперимента»

Задание 1. Расчет оценок математического ожидания, дисперсии и среднеквадратичного отклонения.

При оценке качества нагрева металла в нагревательных печах листопрокатного стана получены следующие данные по температуре поверхности заготовок после черновой группы стана (0С):

№ п/п Вариант 1

Необходимо определить статистические характеристики mx*, Dx*, Пример решения задач по теме - student2.ru x*.

Решение (вариант 1).

Найдем оценку математического ожидания для случайной величины Х – температуры поверхности заготовок:

Пример решения задач по теме - student2.ru Вспомогательные расчеты, необходимые для вычисления оценки дисперсии случайной величины Х приведены в таблице:

№ п/п Xi - mx* (Xi - mx*)2
2,2 4,84
7,2 51,84
17,2 295,84
-12,8 163,84
-27,8 772,84
3,2 10,24
12,2 148,84
4,2 17,64
-7,8 60,84
2,2 4,84
Σ 1531,60

Пример решения задач по теме - student2.ru

Среднеквадратичное отклонение температуры раската будет равно:

Пример решения задач по теме - student2.ru

Задание 2. Расчет ошибки опыта и доверительного интервала.

Результаты измерения содержания кислорода в продуктах сгорания на выходе из методической печи дают следующие значения (%):

№ п/п Вариант 1
4,26
3,70
3,90
4,15
3,65
4,05
3,96
3,78
3,62

Определить ошибку опыта и доверительный интервал с вероятностью Р=0,95.

Решение (вариант 1).

Пример решения задач по теме - student2.ru %.

Пример решения задач по теме - student2.ru (%)2.

Пример решения задач по теме - student2.ru x*=0,227%.

Ошибка опыта для Emx будет равна

Emx=tT0,227/3.

Значение критерия Стьюдента tT=2,31 находим из таблицы для f=N-1=8; q=5%.

Значит Emx=2,31·0,227/3=0,175%.

Истинное значение математического ожидания с вероятностью 95% находится в доверительном интервале 3,897±0,175%, или 3,7225≤3,897≤4,0725. Доверительный интервал для дисперсии переменной вычисляется по формуле

Пример решения задач по теме - student2.ru

где Dx – дисперсия переменной Х;

f – число степеней свободы;

Пример решения задач по теме - student2.ru - значение Пример решения задач по теме - student2.ru - распределения для q/2 уровня значимости;

Пример решения задач по теме - student2.ru - значение Пример решения задач по теме - student2.ru - распределения для 1-q/2 уровня значимости.

Задание 3. Выявление наличия корреляционной зависимости между случайными величинами.

Были проведены семь опытов по изучению процесса обжига извести в печи с кипящим слоем при определенной температуре. При этом факторами приняты: время контакта материала с греющей средой (с) – Х1; соотношение расходов воздуха и материала (г/г) – Х2. В качестве переменной состояния – выход обожженной извести (%). Результаты эксперимента приведены в таблице:

№ варианта № п/п Х1 Х2 Y
0,68 50,0
0,65 30,9
0,43 36,7
0,45 37,0
0,46 20,5
0,45 17,3
0,42 51,0

Требуется определить коэффициенты корреляции между факторами и между факторами и переменной состояния, т.е. коэффициенты Пример решения задач по теме - student2.ru ; оценить значимость полученных значений коэффициентов корреляции по критерию Стьюдента.

Решение (вариант 1).

Исходные данные и результаты предварительных вычислений сведены в таблицу:

№ п/п Х1 Х2 Y X12 X22 X1X2 X1Y X2Y Y2
0,68 50,0 0,4624 21,76 34,00
0,65 30,9 0,4225 63,05 20,085 297,3 954,81
0,43 36,7 0,1849 36,56 15,781 3119,5 1346,89
0,45 37,0 0,2025 44,10 16,65 1369,0
0,46 20,5 0,2116 69,00 9,43 420,25
0,45 17,3 0,2025 69,75 7,785 2681,5 299,29
0,42 51,0 0,1746 58,38 21,42
Σ 3,54 243,4 1,8628 362,59 125,15 24188,3 9491,2

Пример решения задач по теме - student2.ru

Пример решения задач по теме - student2.ru

Пример решения задач по теме - student2.ru

где U=1,2,3,…,N;

i=1,2,3,…,n;

j=1,2,3,…,m;

N – число опытов;

Пример решения задач по теме - student2.ru - оценки математических ожиданий каждого фактора;

Пример решения задач по теме - student2.ru - оценки среднеквадратичных отклонений.

Пример решения задач по теме - student2.ru Пример решения задач по теме - student2.ru

Определяем расчетное значение критерия Стьюдента для каждой переменной:

Пример решения задач по теме - student2.ru

Пример решения задач по теме - student2.ru

Табличное значение критерия Стьюдента определяем для f=N-2=5; q=0,05 по таблице.

tТ=2,57.

Поскольку все расчетные значения критерия Стьюдента меньше табличного, то это позволяет сделать вывод:

Корреляционной связи между случайными переменными Х1, Х2 и Y нет, т.е. они статистически независимы.

Задание 4. Практическая реализация полного факторного эксперимента.

Задача 1.

Целью эксперимента является определение зависимости скорости нагрева металла в мартеновской печи y( Пример решения задач по теме - student2.ru ) от величины абсолютного избытка воздуха Пример решения задач по теме - student2.ru и тепловой нагрузки Пример решения задач по теме - student2.ru в период чистого кипения.

Уровни варьирования факторов.

Уровни Факторы
Пример решения задач по теме - student2.ru , Пример решения задач по теме - student2.ru Пример решения задач по теме - student2.ru , МВт
Основной Нижний Верхний Интервал варьирования 7* Пример решения задач по теме - student2.ru 4* Пример решения задач по теме - student2.ru 10* Пример решения задач по теме - student2.ru 3* Пример решения задач по теме - student2.ru 33,5* Пример решения задач по теме - student2.ru 30* Пример решения задач по теме - student2.ru 37* Пример решения задач по теме - student2.ru 3,5* Пример решения задач по теме - student2.ru

Вариант 1.

Карта проведения эксперимента

№ опыта Порядок реализации опытов по рандомизации (две серии) Матрица планирования Выход y, °С/ч
Пример решения задач по теме - student2.ru Пример решения задач по теме - student2.ru Пример решения задач по теме - student2.ru Пример решения задач по теме - student2.ru Пример решения задач по теме - student2.ru Пример решения задач по теме - student2.ru
2; 3 3; 1 4; 4 1; 2 -1 +1 -1 +1 -1 -1 +1 +1 +1 -1 -1 +1    

Решение задачи 1 (вариант 1).

  1. Рассчитывают построчные средние

Пример решения задач по теме - student2.ru

где γ – чило повторных опытов:

Пример решения задач по теме - student2.ru .

Результаты расчета заносятся в столбец Пример решения задач по теме - student2.ru карты проведения эксперимента.

  1. Определяют построчные дисперсии (дисперсии воспроизводимости)

Пример решения задач по теме - student2.ru

Сумма построчных дисперсий:

Пример решения задач по теме - student2.ru

  1. Проверяют воспроизводимость опытов по критерию Кохрена:

Пример решения задач по теме - student2.ru

где Пример решения задач по теме - student2.ru - максимальная из построчных дисперсий.

Опыты равноточны, если G< Пример решения задач по теме - student2.ru , где Пример решения задач по теме - student2.ru - табличные значения критерия Кохрена, выбираемое в зависимости от N, γ и уровня значимости (надежности). Для данного случая при N=4, γ=2, p=0,95 табличное значение Пример решения задач по теме - student2.ru =0,906, т.е.

G< Пример решения задач по теме - student2.ru .

В случае неравноточности опытов необходимо увеличить число повторных экспериментов или повысить их точность.

4. Определяют коэффициенты уравнения регрессии по формулам:

Пример решения задач по теме - student2.ru

  1. Проверяют значимость коэффициентов регрессии. Для этого определяют дисперсию эксперимента:

Пример решения задач по теме - student2.ru

а также усредненную дисперсию эксперимента с учетом повторных опытов

Пример решения задач по теме - student2.ru

Определяют ошибку и среднюю квадратичную ошибку коэффициенто регрессии Пример решения задач по теме - student2.ru и Пример решения задач по теме - student2.ru

Пример решения задач по теме - student2.ru

Находят значение доверительного интервала для коэффициентов регрессии

Пример решения задач по теме - student2.ru

где t – табличное значение критерия Стьюдента, выбираемое в зависимости от числа степеней свободы Пример решения задач по теме - student2.ru и выбранного уровня значимости (обычно 0,05).

Коэффициент значим, если его абсолютное значение больше доверительного интервала, т.е. коэффициент должен бать больше ошибки его определения, взятой с определенным запасом.

В данном примере при Пример решения задач по теме - student2.ru значение критерия Стьюдента t=2,78.

Значение доверительного интервала Пример решения задач по теме - student2.ru

Сравнивают полученные коэффициенты с доверительным интервалом:

Пример решения задач по теме - student2.ru - значим

Пример решения задач по теме - student2.ru - незначим

Пример решения задач по теме - student2.ru - значим

Пример решения задач по теме - student2.ru - значим

Т.о. один из коэффициентов регрессии оказался незначим и окончательно уравнение регрессии запишется в виде Пример решения задач по теме - student2.ru

При необходимости перехода от кодированных переменных к натуральным следует подставить в полученное уравнение соответствующие соотношения связи между этими переменными.

  1. Проверяют адекватность (пригодность) модели, т.е. насколько хорошо полученное уравнение описывает результаты эксперимента в исследуемой области.

Для этого чаще всего применяют критерий Фишера:

Пример решения задач по теме - student2.ru

где Пример решения задач по теме - student2.ru - усредненная дисперсия эксперимента;

Пример решения задач по теме - student2.ru - дисперсия адекватности или остаточная дисперсия

Пример решения задач по теме - student2.ru

здесь Пример решения задач по теме - student2.ru - рассчитанные полученному уравнению значения выхода при значениях кодированных переменных, соответствующих каждой из строк матрицы планирования.

Пример решения задач по теме - student2.ru - усредненное значение выхода, полученное при реализации повторных опытов для соответствующей строки.

Модель можно считать адекватной, если F<Fтабл. Табличное значение критерия Фишера находят в зависимости от числа степеней свободы Пример решения задач по теме - student2.ru и Пример решения задач по теме - student2.ru , где

N – число вариантов опытов(строк) в матрице планирования;

K – число варьируемых факторов;

γ – число повторных опытов.

В данном примере для определения Пример решения задач по теме - student2.ru вычислим сначала значения выхода, предсказываемые полученным выше уравнением регрессии:

Пример решения задач по теме - student2.ru

Пример решения задач по теме - student2.ru - посчитаны выше.

Получим Пример решения задач по теме - student2.ru

Ранее получено значение Пример решения задач по теме - student2.ru

Вычисляем значение критерия Фишера F=1,0/56,5=0,02.

Fтабл=7,7 при Пример решения задач по теме - student2.ru

F<Fтабл, т.е. имеются основания сделать вывод об адекватности полученной модели.

Наши рекомендации