Задание 2: (действия с матрицами)
РАБОТА В РЕЖИМЕ ПРЯМЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
1) Вычисляемое выражение набирается, редактируется (если нужно) в командной строке, ввод завершается нажатием клавиши ENTER.
Средства для редактирования в командной строке: клавиши ← и → - перевод курсора вдоль строки, Home, End – быстрый переход к началу и концу строки, ↑ и ↓ - клавиши перелистывания строк (с их помощью в командной строке можно восстановить для редактирования и выполнения ранее выполнявшиеся операторы), клавиши Delete и Backspace (← в верхней строке клавиатуры) – для удаления символа над курсором и слева от него. Кроме того, в командном окне имеется сверху панель инструментов, позволяющая делать стандартные операции копирования, удаления, вставки из буфера обмена и др.
2) Для переноса длинного выражения на другую строку используется многоточие (… - три или более точек в конце строки). При нажатии ENTER курсор переместится в начало следующей строки, где можно продолжать набор оператора.
3) Основные системные переменные:
pi – значение числа π
ans – хранит результат последней выполненной операции (в том числе
и если этот результат – массив чисел). К ней можно обращаться
по имени, что бывает удобно при программировании.
inf - символ машинной бесконечности. Положительная величина,
которая больше чем любое представимое в оперативной памяти
компьютера положительное число, что так же бывает удобно
иметь при составлении алгоритмов.
i- мнимая единица – sqrt(-1). MATLAB выполняет действия в алгебре
комплексных чисел вида z = x+ i*y, где x – вещественная часть,
y – мнимая часть числа.
4) Знаки основных арифметических операций:
‘+ ‘- сложение, ‘-‘ – вычитание , ‘*’ – умножение, ‘/’ – деление слева направо, ’\’ – деление справа – налево, ‘^’ – возведение в степень.
Знаки операций применимы к векторным и матричным операндам.
Так, результаты операций A/B и B\A могут быть различны. Кроме того, одна из этих операций может быть возможна, в то время как другая – нет. Первая: A/B выполняется как A*inv(B), а вторая: B\A – как inv(B)*A. Вспомним, что умножение матриц не обладает свойством коммутативности. Знак умножения, примененный к матричным операндам, выполняет операцию умножения матриц по правилам матричной алгебры.
5) Постановка знака ‘;’в конце вычисляемого выражения не обязательна, его присутствие блокирует вывод на экран компьютера результата выполнения выражения, после которого он поставлен. Установка точки с запятой в конце каждого оператора желательна при написании М-программ, особенно – когда промежуточными результатами являются массивы чисел. (Заметим, правда, что иногда полезно умышленно опустить точку с запятой, если вывод вычисленного значения оператора желателен).
Действия с векторами и матрицами в MATLAB
Перейдем теперь в командное окно MATLAB. Выполните в командном окне предлагаемые далее действия с матрицами. При этом данный текст лучше не закрывать, а свернуть его, нажав на кнопку “-“ в правом верхнем углу окна Microsoft Word. (В этом случае вы сможете восстановить этот текст в процессе работы, активизируя его нажатием левой клавиши мыши на нижней панели)
Задание 1: (действия с векторами)
1) Введите вектор 'a' из 9 элементов. С экрана элементы вектора вводятся в квадратных скобках, разделяемые пробелом.
a = [1 2 3 4 6 4 3 4 5] % Вводите свой вектор с другими значениями.
Нажмите ENTER, посмотрите на сообщение на экране.
2) Теперь выполните то же но с точкой с запятой:
a = [1 2 3 4 6 4 3 4 5]; % Используйте клавиши перелистывания ↑ и ↓, чтобы не
% повторять набор заново!!
Нажмите ENTER, посмотрите на сообщение на экране.
3) Прибавьте число 2 к элементам вектора а :
Выполните оператор:
b = a + 2 % Сейчас мы умышленно не ставим точку с запятой, чтобы
% посмотреть на результат
4) Транспонируем вектор b:
C=b’ % Знак транспонирования матрицы – апостроф ‘ (соответствует
% клавише буквы Э на нижнем регистре латиницы)
5) Попробуйте выполнить операцию
D= a+C % убедитесь, что она невозможна, поймите почему (?).
Выполните
D=a’+C
Выполните слияние:
E=[a;b]
E=[E;b]
6) Постройте график значений элементов вектора b относительно номера компоненты:
plot(b)
grid on
Постройте гистограмму:
bar(b)
ГЕНЕРАЦИЯ ВЕКТОРОВ (ранжированных переменных, т.е. массивов с постоянным шагом)
Выполните операторы:
X=1:10 % шаг 1 % не ставьте точки с запятой, наблюдайте результаты
Y=0:0.25:1 % шаг 0.25
Z=0:pi/4:2*pi % шаг pi/4
X1=0:0.1*pi:4*pi
Y1=sin(X1)
Постройте графики:
plot(X1,Y1,X1,cos(X1))
Команда plot позволяет задать стиль и цвет линий.
Выполните:
plot(X1, Y1, 'g-', X1, cos(X1), ‘k:’)
Некоторые свойства линий:
Цвет | Тип маркера | Тип линий | |||
y | желтый | . | точка | – | сплошная |
m | розовый | o | кружок | : | пунктирная |
c | голубой | + | знак «плюс» | -. | штрих-пунктирная |
r | красный | * | звездочка | -- | штриховая |
g | зеленый | s | квадрат | ||
b | синий | d | ромб | ||
w | белый | v | треугольник вершиной вниз | ||
k | черный | ^ | треугольник вершиной вверх | ||
< | треугольник вершиной влево | ||||
> | треугольник вершиной вправо | ||||
p | пятиконечная звезда | ||||
h | шестиконечная звезда |
Задание 2: (действия с матрицами)
% Создание матриц производится так же как и создание векторов, при этом
% используется знак (;) , чтобы отделить вводимые строки матрицы.
Введите матрицу размерности (3,3):
A = [1 2 0; 2 5 -1; 4 10 -1] % Введите свои значения. Не ставьте блокировку (;),
% чтобы следить за результатами.
Транспонируйте матрицу 'A' :
B = A'
Выполните умножение
C = A * B
Возведите квадратную матрицу в 5 степень:
F=A^5
Найдите обратную матрицу:
X = inv(A)
Вычислите матрицу
I =A*inv(A) % ясно, что должна получиться единичная матрица
Вычислите определитель матрицы:
D=det(A)
% В любой момент мы можем получить список значений переменных, хранящихся в памяти
% используя команды "who" или "whos".
Выполните:
who
whos
% Вы можете получить на экране значение любой переменной, набрав в командной строке имя переменной и нажав вслед за тем ENTER.
Выполните:
A % ENTER
X % ENTER
F % ENTER
ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Арифметические операции умножения, деления и возведения в степень имеют своих двойников с поэлементным выполнением. Поясним: пусть
x=[1 2 3 4]иy=[5 6 7 8].
Предположим, что вам хотелось бы перемножить (поделить, возвести в степень) элементы векторов x и y.
Если мы напишем x*y или x/y или x^3, то получим сообщение об ошибке, так как строки нельзя перемножить, разделить друг на друга по правилам матричной алгебры (несоответствие размерностей). Однако для получения желаемого результата в MATLAB есть дубли арифметических операций. Они имеют те же значки, что и основные операции, но с точкой перед знаком операции.
Выполните в командном окне:
x=[1 2 3 4]
y=[5 6 7 8]
x.*y % Результат – вектор, элементы которого равны произведениям соответствующих элементов векторов x и y
x./y % Элементы x будут поделены на соответствующие элементы y
x.^3 % Элементы вектора x будут возведены в 3-ю степень.
MATLAB работает с комплексными числами и бесконечными величинами.
ВЫПОЛНИТЕ:
sqrt(-1)
log(0)
ГЕНЕРАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАТРИЦ:
Для создания специальных матриц существуют функции:
zeros – создание матрицы с нулевыми элементами,
ones - создание матрицы с единичными элементами,
rand – создание матрицы со случайными элементами (равномерно на [0,1] распределенными случайными числами),
eye – создание единичной матрицы
Выполните операции:
A = zeros(3,2)
B = ones(1,10)
C=rand(2,5)
E=eye(5)
МЕТОД ГАУССА
В заключение, решите систему 5-и линейных алгебраических уравнений с 5 неизвестными методом Гаусса.
Введите матрицу системы
A=rand(5,5) % здесь коэффициенты системы – случайные числа. Введите свои
% конкретные значения
B=rand(5,1) % вектор-столбец – правая часть системы уравнений, которая в
% матричной форме может быть записана как A*X=B, где X –
% столбец неизвестных. Решение системы, как известно,
% X=A^(-1)*B, где A^(-1) – обратная матрица для матрицы A
РЕШЕНИЕ СИСТЕМЫ:
X=A\B % Оператор выполняется как inv(A)*B, что и требуется для решения
% системы. Отметим, что в действительности этот оператор
% выполняется путем реализации метода Гаусса для решения исходной
% системы линейных алгебраических уравнений.
Таким образом, для того, чтобы решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса в MATLAB, достаточно выполнить всего один оператор – оператор деления (справа – налево) правой части системы на матрицу системы уравнений.