Состояние слуховой функции и восприятия речи
1-По данным медицинской карты биологический слух в норме.
2. Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта (олигофрения в степени дебильности).
Фонематическое восприятие
(дифференциация фонем)
Наблюдаются затруднения при дифференциации звуков: звонких и глухих, Р—Л, Р'—Л' и др.
Так, мальчик неправильно дифференцировал слова: ПОЧКА — БОЧКА, МАРИНА — МАЛИНА.
Не всегда правильно воспроизводил серию слогов с фонетически близкими звуками: ЩА—ЖА—ША, БА—ПА—ПА, ДА—ТА—ДА и др.
Не смог придумать предложения на слова-квазиомонимы.
Состояние языковогоанализа и синтеза
1. Анализ предложения на слова. Затрудняется в определении количества и последовательности слов в предложениях с союзами
и предлогами: СЛАДКА ЯГОДА, ДА НИЗКО РАСТЕТ — 3 слова, РЕБЯТА ПОШЛИ В ЛЕС — 3 слова.
2. Слоговой анализ и синтез.
Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно: КРОВАТЬ — 4, СКОВОРОДА — 3, МИЛИЦИОНЕР — 3.
3. Фонематический анализ.
А. Умение выделять звук на фоне слова сформировано.
Б—В. Первый и последний звук в слове определяет правильно.
Г. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) сформировано. В слове ПЧЕЛА — Л в середине слова.
Д. Последовательность и количество звуков в слове не всегда определяет правильно: КОТ — К-Т, КНИГА — К-И-Г-А, ДОСКА — Д-С-К-А, МАШИНА — М-Ш-И-Н-А.
В слове МАМА — 4 звука, в слове ДЕРЕВО — 4, ПАРТА — 4.
Е. Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно: в слове ДОРОГА звук Р слышится после Д, в слове ПЧЕЛА звук Л слышится после Ч.
4. Фонематический синтез сформирован.
Правильно повторил слова, произнесенные по
буквам: С-Н-Е-Г, Д-О-Р-О-Г-А, Т-Р-У-Б-А.
5. Фонематические представления.
Правильно придумал слова на звуки К (КОЛЯ,
КНИГА, КАРАНДАШ), на звук Л (ЛАМПА), на звук М (МАМА, МОЛОТОК).
Но затрудняется придумать слова на определенное количество звуков (4, 5).
Неверно отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (ЗАЯЦ, ВОЛК, КРОВАТЬ, РАДУГА).
Особенности словарного запаса
Наблюдается бедность и неточность понимания и употребления многих слов, что соответствует особенностям словаря умственно отсталого ребенка данного возраста.
Особенности грамматического строя речи
1.В спонтанной речи аграмматизмов не обна
ружено.
Грамматический строй речи соответствует уровню развития умственно отсталого ребенка данного возраста.
В речи наблюдаются преимущественно простые распространенные предложения. Сложноподчиненные предложения встречаются очень редко.
2. При специальном исследовании наблюдаются
ошибки в употреблении сложных предлогов, пред
ложных окончаний существительных в косвенных
падежах множественного числа, в согласовании
прилагательного и существительного в косвенных
падежах (МНОГО КАРАНДАШОВ, НА ЗЕЛЕНЫ
МИ ДЕРЕВЬЕВ).
3. Наблюдаются иногда аграмматизмы при
образовании прилагательных от существитель
ных (БРУСНИКОВОЕ ВАРЕНЬЕ, ВОЛЧИНЫЙ
ХВОСТ).
Состояние зрительно-пространственных функций
1.Незначительное левосходящееся косоглазие.
Зрение снижено, носит очки.
2. Состояние высших зрительно-пространствен
ных функций:
а) схема тела сформирована;
б) правильно определяет пространственное рас
положение предметов;
в) пробы Хэда выполняет правильно, но замед
ленно;
г) правильно составляет картинки, разрезанные
на 5, 6 частей, но не более.
3. Состояние речезрительных функций.
Правильно узнает и называет все печатные и рукописные буквы.
Узнает буквы пунктирные, недописанные, заштрихованные, наложенные друг на друга. Правильно называет буквы среди графически сходных букв, правильно и зеркально написанных.
Конструирование и реконструирование букв выполняет в основном правильно, допуская лишь единичные ошибки (зеркальное воспроизведение буквы Э, неточное воспроизведение элемента рукописной буквы Ш.—Ш).
Состояние процесса чтения
Слоги и слова читает правильно. Чтение посло-говое. Простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. При чтении текста наблюдаются ошибки.
Состояние процесса письма
При списывании наблюдаются лишь единичные ошибки.
В письме под диктовку допускает большое количество ошибок:
— замены согласных (Д—Т, Б—П, Ж—Ш и др.);
— пропуски букв;
— добавления;
—пропуски предлогов;
— слитное написание слов.
Примеры диктантов
и,
о^-о |
оь-о |
-илл.оггил,
с-а-л-со
/с |
ил,
иил-ал-пь
Проводилась ли коррекция дефекта
У мальчика было полиморфное нарушение зву-копроизношения, дислексия и дисграфия. С 1 класса проводится логопедическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Логопедическое заключение
Анамнез
1.Нервно-психических, хронических сомати
ческих заболеваний и речевых нарушений у роди
телей не наблюдалось.
2. Ребенок от пятой беременности. Вторые роды.
Протекание беременности с токсикозом. Роды в
срок, нормальные.
3. Раннее психомоторное развитие протекало с за
держкой. Ходить начал с 1 года 6 мес.
4. Первые слова — с 2 лет. Фразовая речь —
с 3 лет.
Состояние звукопроизношения
Произношение звуков нормальное.