Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания
При плавании судна в море возникает необходимость рассчитать – на каком расстоянии следует пройти (обойти) навигационную опасность, чтобы безопасно «разойтись» с ней с заданной вероятностью (РЗАД).
Рассмотрим это на примере (рис. 18.15).
Рис. 18.15. Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания
Задача: исключить вхождение в «Район опасный для плавания всех судов» с РЗАД.
Для решения этой задачи необходимо:
1) ® исходную (упреждающую) точку, в которой будет изменен курс судна (т. К), соединить с навигационной опасностью (т. А);
2) ® снять расстояние (S) между этими точками (т. К и т. А);
3) ® рассчитать, сколько потребуется времени, чтобы судно прошло это расстояние с заданной скоростью → ;
4) ® рассчитать судовое время «прихода» в т. А → Т2 = Т1 +t1;
5) ® рассчитать время плавания по счислению t = Т2 – Т0 (последний расчет СКП (Мо) был в т. );
6) ® по формуле (18.9) или (18.10) по КС и t рассчитать МСt;
7) ® по формуле (18.22) рассчитать МСЧ;
8) ® по формуле (18.23) по МСЧ и РЗАД рассчитать ;
9) ® от т. А (навигационной опасности) провести дугу окружности радиусом ;
10) ® из исходной точки (т. К) провести касательную к данной дуге и снять ее направление – искомая линия пути, следуя по которой судно пройдет навигационную опасность в .
18.6.3. Задачи по расчету точности места судна (МО , МСt , МСЧ , с Рзад )
№ зад. | Условие | Ответ | ||||||||
для расчета МО по 2-м ЛП | КС | Время на которое рассчитывается МСЧ | МО (мили) | МСt (мили) | МСЧ (мили) | для Р = 95% (мили) | ||||
ТО (час) | mЛП1 (мили) | mЛП2 (мили) | q о | |||||||
09.00 | ± 0,2 | ± 0,9 | 300 | 0,5 | 12.00 | 1,84 | 0,87 | 2,04 | 3,53 | |
10.00 | ± 0,3 | ± 0,8 | 350 | 0,6 | 12.00 | 1,49 | 0,84 | 1,71 | 2,96 | |
11.00 | ± 0,4 | ± 0,7 | 400 | 0,7 | 12.00 | 1,26 | 0,49 | 1,35 | 2,34 | |
12.00 | ± 0,5 | ± 0,6 | 450 | 0,8 | 16.00 | 1,10 | 1,60 | 1,94 | 3,36 | |
13.00 | ± 0,6 | ± 0,5 | 500 | 0,9 | 16.00 | 1,01 | 1,56 | 1,86 | 3,22 | |
14.00 | ± 0,7 | ± 0,4 | 550 | 1,1 | 16.00 | 0,98 | 1,54 | 1,83 | 3,17 | |
15.00 | ± 0,8 | ± 0,3 | 600 | 1,2 | 16.00 | 0,98 | 0,84 | 1,29 | 2,23 | |
16.00 | ± 0,9 | ± 0,2 | 650 | 1,3 | 20.00 | 1,01 | 2,60 | 2,79 | 4,83 | |
17.00 | ± 0,8 | ± 0,3 | 700 | 1,4 | 20.00 | 0,91 | 2,42 | 2,59 | 4,48 | |
18.00 | ± 0,7 | ± 0,4 | 750 | 1,5 | 20.00 | 0,83 | 2,10 | 2,26 | 3,91 |
Выводы
1. Любой измеренный навигационный параметр есть величина случайная и лишь с какой-то степенью достоверности соответствующая его истинному значению.
2. Все погрешности измерений делятся на 3 вида:
- случайные;
- систематические;
- грубые (промахи).
3. Случайные погрешности подчиняются закону нормального распределения (закону Гаусса).
4. Основной характеристикой оценки точности измерения навигационного параметра является СКП – средняя квадратическая погрешность.
5. Точность счислимого места принято оценивать радиальной или круговой СКП (МСЧ).
6. Вероятность нахождения счислимого места судна в круге, радиусом R = M составляет 0,63¸0,68 (63¸68%).
7. Коэффициент точности счисления (КС) характеризует скорость нарастания погрешности счисления по времени плавания по счислению.
8. Вероятнейшее значение навигационного параметра (UВ) соответствующего данной линии положения (навигационной изолинии), находится в полосе ±mЛП с вероятностью Р = 0,68 (68%).
9. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна (М0) построена на полуосях эллипса погрешностей, а ее величина определяется по формуле:
10. Погрешность счислимого (текущего) места судна складывается квадратически из погрешности исходной точки и погрешности счисления за время плавания от исходной точки до счислимого (текущего) места.
11. Учет погрешности счислимого (текущего) места судна – одна из важнейших гарантий его безопасного плавания.
Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».