Алгоритм реализация и решение системы дифференциальных уравнений

Реализация и решение системы дифференциальных уравнений описывающих динамическую систему позиционного гидропривода, в программе Matlab, выполнялось по следующему алгоритму:

1. Составление вычислительного блока для решения одномассовой матмодели позиционного гидропривода.

2. Введение в модель, подмодели гидравлического силового контура в составе которого участвуют гидрораспределители ВР, Р2 и Р3 с релейной схемой включения (учитывая реальное время срабатывания ^р=0,002.. Д003с) [2].

3. Введение в модель, подмодели гидравлического контура управления с гидролининиями связи - распределителя Р4, с квази-релейной схемой переключения.

4. Интеграцию в КГУ, модели гидравлического устройства управления - ГУКа, с аппроксимацией зависимости µ=f(x) соответствующей реальным гидродинамическим процессам, полученную с учетом динамических характеристик измерительных устройств [6].

5. Выбор метода решения системы дифференциальных уравнений математической модели и соответствующего размера шага.

При решении дифференциальной системы уравнений, для исполнительного элемента КГУ - гидроуправляемого клапана, вначале использовались релейный (рисунок За), квази-релейный (рисунок Зб) и на завершающей стадии - реальный законы (рисунок Зв) перемещения управляющего элемента (золотника).

Таблица 1 - Параметры устройств КГУ

№ п/п Параметры Обозначе ние Размер­ность Диапазоны изменения
Площадь проходного сечения распределителя Sp   М2 0-0,0000785
Коэффициент расхода распределителя µз   0,8
Проводимость управляющего распределителя Кур   1Д3-10-4
Жесткость пружины ГУКа Спр Н/м
Предварительное натяжение пружины ГУКа Х0 м 0,0095
Давление контура гидравлического управления Ру Па 1,6-6,3-106
Расход через ВР Qвр М3 0,0015-0,0138

Исходные данные, принятые для моделирования позиционного гидропривода приведены в таблице 2. Исследования проводились при различных диапазонах функционирования гидромеханической системы привода. Был определен базовый режим работы, характерный для большинства поворотно-делительных механизмов АТО.

алгоритм реализация и решение системы дифференциальных уравнений - student2.ru

В результате выполненной отладки и апробации вычислительных блоков программы, реализованной в подсистеме Simulink, получены осциллограммы зависимостей выходных параметров: φ, ω - механической подсистемы, а так же задающих воздействий- хГУК и xP2, xP4 - перемещения управляющих элементов КГУ.

Конфигурация интерфейса составленной программы позволила работать в диалоговом режиме, варьируя исходные данные (приведенные в Таблице 2), осуществлять выбор структуры задачи и мониторинг выходных характеристик. В ходе математического эксперимента, проводилась оценка погрешностей и статистическая обработка полученных численных данных по известной методике [7].

После каждого математического эксперимента, его результаты автоматически образовывали массив данных, со следующими параметрами:

алгоритм реализация и решение системы дифференциальных уравнений - student2.ru

Движение одномассовой механической подсистемы, характеризует фазовый портрет координаты перемещения выходного звена (рис.3). Движение приведенных масс /, в момент завершения процесса позиционирования, сопряжено с колебаниями (0,37 c), которые благодаря включению гидромеханического тормозного устройства - гасятся, в области Δφ.

Таблица 2 - Исходные данные для моделирования ПГП

№№ Параметры Обозна Размер- Диапазоны Базовый
п/п   чение ность изменения режим
Скорость ωi Рад./с 5-20
Обобщенная сила сухого трения гидродвигателя Мт01 Н·м 1-8 4,5
Обобщенная сила гидро­механического тормоза Мтз(t) Н·м 10-100
Основной конструктивный параметр гидродвигателя   м3/рад 3*10-6-25*10-6 5,57*10-6
Коэффициент вязкого трения гидродвигателя Ктм Н·мс/рад 0,05-0,35 0,11
Приведенный коэффициент жесткости Cω Н·м/рад 0-15000  
Перемещаемые ведущие массы J1   кг м2 39*10-4-0,024 0,0034
Приведенный момент инерции Jп Н·м·с2 0,01-0,1 0,033
Давление насоса Рн Па 1,5*106-6,3*106 5,5*106
Давление в сливой гидролинии Рсл Па 0,5*106-1,5*106 0,5*106

Наши рекомендации