Путешествие первое (первый год обучения). 33часа
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Юный математик».
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов
| |||
| |||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 135 учебных часов. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 – 11 лет, 1 – 4 классы)
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Юный математик» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Юный математик» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение логических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
· работать с разными источниками информации;
· пользоваться изученной терминологией;
· ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
· выполнять инструкции при решении учебных задач;
· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
· сравнивать, анализировать полученную информацию;
· рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
· раскрывать общие закономерности;
· составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
· работать в группе, в паре;
· решать открытые и закрытые задачи;
· определять последовательность осуществления логических операций.
Цель обучения:развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
Программа обучения делится начетыре ступени(4 года обучения).
ЗАДАЧИ КУРСА:
1 ступень(1 год обучения):
· развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
· обучить решению логических задач;
· научить решать задачи с геометрическим содержанием;
· научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
· научить обобщать математический материал;
· воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
2 ступень(2 год обучения)
· научить оперировать числовой и знаковой символикой;
· научить поиску закономерностей;
· упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
· научить решать задачи с геометрическим содержанием;
· стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
· воспитывать ответственность, самостоятельность;
3 ступень(3 год обучения)
· научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
· обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;
· познакомить с осевой и центральной симметрией;
· познакомить с принципом Дирихле;
· обучить умению анализировать;
· воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
4 ступень(4 год обучения)
· научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
· обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
· научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;
· научить решать более сложные комбинаторные задачи;
· научить обобщать, делать выводы;
· воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
Данная программа разработана на основе авторской программы «Путешествие в счисляндию» И.Г.Шубиной.
Содержание программы.
Путешествие первое (первый год обучения). 33часа