Глава 26. Первое проповедническое путешествие по Галилее

26.1. МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ

Первое путешествие по Галилее с публичными проповедями началось в воскресенье, 18 января 28 года н. э., и продолжалось около двух месяцев, завершившись 17 марта возвращением в Капернаум. Во время этого путешествия Иисус и двенадцать апостолов, которым помогали бывшие апостолы Иоанна Крестителя, проповедовали Радостную Весть и крестили верующих в Риммоне, Иотапате, Раме, Завулоне, Ироне, Гисхале, Хоразине, Мадоне, Кане, Наине и Ен-Доре. В этих городах они останавливались и учили, в то время как во многих меньших городах они провозглашали Радостную Весть Царства, не задерживаясь в них.

Иисус впервые разрешил Своим соратникам проповедовать без ограничений. Во время этого путешествия Он предупредил их только в трёх случаях, посоветовав держаться подальше от Назарета и быть осмотрительными, проходя через Капернаум и Тибериаду. Сознание того, что они свободны проповедовать и учить без запретов, было источником огромного удовлетворения для апостолов, и они целиком посвятили себя проповеди Радостной Вести, помощи больным и крещению верующих, делая всё это с великим усердием и радостью.

26.2. ПРОПОВЕДЬ В РИММОНЕ

Когда-то небольшой город Риммон поклонялся вавилонскому богу воздуха – Рамману. Многие из ранних вавилонских и последующих зороастрийских учений ещё являлись частью верований риммонитян. Поэтому Иисус и двадцать четыре апостола посвятили много времени разъяснению отличия этих древних верований от новой Радостной Вести Царства. Здесь Пётр выступил с одной из своих лучших ранних проповедей – об Аароне и золотом тельце.

Хотя многие жители Риммона поверили в Учение Иисуса, в последующие годы они доставили немало неприятностей своим собратьям. За короткий промежуток времени, выпадающий на долю одного поколения, трудно превратить тех, кто обожествляет силы природы, в подлинных членов братства – поклонников духовного идеала.

Многие из лучших идей Вавилона и Персии о свете и мраке, добре и зле, времени и вечности были впоследствии включены в так называемое христианство, что сделало христианские учения более приемлемыми для народов Ближнего Востока. Таким же образом, включение многих теорий философа Платона об идеальном духе, или невидимых прототипах всех видимых и материальных вещей, – в том виде, в котором они были позднее приспособлены Филоном Александрийским к иудаизму, – сделало христианские учения Павла более приемлемыми для западных греков.

Именно в Риммоне Тодан впервые услышал Радостную Весть Царства, и впоследствии принёс эту идею в Месопотамию и далеко за её пределы. Он был среди первых проповедников Радостной Вести за Евфратом.

26.3. В ИОТАПАТЕ

Хотя простые люди Иотапаты охотно слушали Иисуса и Его апостолов и многие из них приняли Радостную Весть Царства, посещение Иотапаты было отмечено прежде всего речью Иисуса перед двадцатью четырьмя апостолами, которую Он произнёс во второй вечер их пребывания в этом городке. Нафанаил запутался в учениях Иисуса о молитве, благодарении и поклонении, и в ответ на его вопрос Иисус дал весьма подробное толкование Своего Учения.

Пользуясь цитатами из Писания, Иисус в частности учил: «…«Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце своё окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа. И было: они взывали, а Я не слушал [Зах, 7:11-13]»…

«Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва – мерзость [Притч, 28:9]»…

«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. [Пс, 36:4,5]. Господь [услышит] молитву беспомощных и не презрит моления их [Пс, 101:17,18]»…

Я пришёл от Отца. поэтому, если вы когда-либо будете испытывать сомнения о том, что просить у Отца, просите у Меня, и Я передам ваше прошение согласно нуждам и желаниям и согласно воле Отца Моего…

Но Я не скажу вам, когда нужно молиться. Только пребывающий в вас дух может подвигнуть вас на произнесение тех прошений, которые являют ваше внутреннее единение с Отцом духов…

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня [Пс, 50:12]. От тайных [грехов] очисти меня и от умышленных удержи [Пс, 19:13,14]»…

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих [Пс, 140:3]».

Язык человеческий редко кому удаётся укротить, но дух способен превратить этот неверный орган в добрый глас терпимости, в воодушевляющего слугу милосердия…

Не нужно постоянно и чрезмерно беспокоиться о своих обычных нуждах. Не тревожьтесь о трудностях вашего земного бытия, но в молитве и прошении, в духе искреннего благодарения открывайте нужды свои пред Отцом Небесным.

«Я буду славить имя Бога в песни, буду превозносить Его в славословии. И будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами [Пс, 68:31,32]»…»

26.4. ОСТАНОВКА В РАМЕ

В Раме у Иисуса состоялась достопамятная беседа с престарелым греческим философом, который учил, что наука и философия достаточны для удовлетворения потребностей, возникающих в человеческом опыте. Иисус терпеливо и благожелательно выслушал этого греческого учителя и во многом согласился с истинностью сказанного им, но когда грек закончил, Иисус указал, что в своём обсуждении человеческого существования он не смог объяснить «откуда, зачем и куда».

Иисус добавил: «Где вы останавливаетесь, там мы начинаем. Религия – это посвящённое человеческой душе откровение о духовных мирах, которые никогда не удалось бы открыть или целиком понять одним только разумом. Устремления разума способны открыть жизненные события, а Радостная Весть Царства раскрывает истины бытия. Ты говорил о материальных тенях истины. Готов ли ты выслушать Мой рассказ о вечных и духовных мирах, которые порождают эти преходящие временные тени, – материальные события смертного бытия?»

Более часа Иисус учил этого грека спасительным истинам Радостной Вести Царства. Престарелый философ оказался восприимчивым к подходу Учителя и, будучи действительно объективным человеком, быстро поверил в эту Радостную Весть спасения.

Апостолы были несколько обескуражены открытым согласием Иисуса с многими утверждениями грека. Позднее, когда они остались одни, Иисус сказал им: «Дети Мои, не удивляйтесь Моему терпимому отношению к философии грека. Истинная, настоящая внутренняя уверенность ничуть не боится внешнего исследования, как не отвергает истина и честной критики. Всегда помните о том, что нетерпимость – это маска, под которой скрываются тайные сомнения в истинности убеждений. Если человек полностью убеждён в том, во что он верит всем сердцем, то его никогда не будет волновать отношение его ближнего. Мужество – это честная, не терпящая соглашательства, уверенность создания в предмете своей веры. Искренние люди не боятся трезвого рассмотрения своих истинных убеждений и благородных идей».

Во второй вечер в Раме Фома задал Иисусу вопрос: «Учитель, как вновь обращённый в Твоё Учение может действительно знать истинность этой Радостной Вести Царства, быть по-настоящему убеждённым в ней?»

Иисус ответил Фоме: «Ваша уверенность в том, что вы вошли в Царство – семью Отца – и в том, что вы обретёте вечное спасение вместе с детьми Царства, целиком зависит от личного опыта – от веры в Слово истины. Духовная убеждённость равна вашему личному опыту веры в вечных мирах божественной истины. Иначе говоря, духовная убеждённость равна вашему разумному пониманию бытия истины в сочетании с духовной верой, и за вычетом ваших искренних сомнений.

Сын по природе своей наделён жизнью Отца. Наделённые живым духом Отца, вы есть сыны Божьи. После жизни во плоти в этом мире вы продолжаете жить, ибо соединены с живым духом Отца, даром вечной жизни. Действительно, многие обладали этой жизнью до того, как Я пришёл от Отца Моего, и многие получили этот дух, ибо поверили Моему Слову. Но Я говорю: когда Я вернусь к Отцу, Он пошлёт дух Свой в сердца всех людей.

Хотя вы и не видите, как божественный дух действует в вашем разуме, вы можете узнать меру своей покорности пребывающему в вас духу Отца Небесного, духу руководящему вашей душой и наставляющей её. Эта мера – то насколько вы любите своих собратьев. Дух Отца несёт в себе любовь Отца, и когда он овладевает человеком, он неизменно ведёт к поклонению Божеству и любвеобильному отношению к ближним. Сначала вы верите, что являетесь сынами Божьими потому, что Моё Учение помогло вам лучше понять внутренние веления пребывающего в вас духовного присутствия нашего Отца. Но вскоре Дух истины будет излит на всю плоть, и Он будет жить среди людей и учить всех людей так же, как Я живу ныне среди вас и говорю вам слова истины. И этот Дух истины, обращаясь к духовным источникам в ваших душах, поможет вам понять, что вы – сыны Божьи. Он поистине докажет вам, что в вас есть духовное присутствие Отца, – ваш дух, который к тому времени будет жить во всех людях, как ныне живёт в некоторых, и говорить вам, что вы действительно – сыны Божьи.

Каждое земное дитя, следующее велениям этого духа, в итоге узнает волю Божью, а тот, кто подчинится воле Отца Моего, будет жить вечно. Путь от земной жизни к вечности не явлен вам, но он есть и всегда был, и Я пришёл для того, чтобы сделать этот путь новым и живым. Тот, кто вступает в Царство, сразу обретает вечную жизнь – он никогда не погибнет. Но многое из этого вы поймёте лучше после того как Я вернусь к Отцу, и вы, с помощью памяти, сможете увидеть происходившее сегодня по-новому».

И те, кто слышал эти слова, были премного утешены. Еврейские учения были путаными и неточными в том, что касалось спасения праведников, и потому совершенно определённые и уверенные слова о вечном спасении всех истинно верующих придали сил сторонникам Иисуса и воодушевили их.

Апостолы по-прежнему проповедовали и крестили верующих, продолжая по своему обыкновению ходить по домам, утешая отверженных и помогая больным и страждущим. Апостольская организация была расширена: с каждым из апостолов Иисуса трудился один из апостолов Иоанна. Абнер был напарником Андрея. И такая структура сохранялась до тех пор, пока они не отправились в Иерусалим на очередную Пасху.

Специальные наставления, данные Иисусом во время их пребывания в Завулоне, касались в первую очередь дальнейшего обсуждения взаимных обязанностей, накладываемых Царством, и включали положения, призванные прояснить различия между личным религиозным опытом и духом согласия, присущим социальным религиозным обязательствам. Это был один из тех редких случаев, когда Учитель обсуждал социальные аспекты религии. На протяжении всей Своей земной жизни Иисус не дал Своим последователям почти никаких наставлений относительно включения религии в жизнь общества.

Население Завулона было смешанным: его нельзя было назвать ни иудейским, ни языческим. Мало кто из этих людей действительно поверил в Иисуса, несмотря на то что они слышали об исцелении больных в Капернауме.

26.5. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ В ИРОНЕ

В Ироне, как и во многих других городах и сёлах Галилеи и Иудеи, была синагога, и в начале Своего служения Иисус обычно выступал в этих синагогах по субботам. Иногда Он говорил на утреннем богослужении, а Пётр или один из других апостолов проповедовали пополудни. Кроме того, Иисус и апостолы часто учили и проповедовали на вечерних собраниях в синагогах в будние дни. Хотя религиозные вожди Иерусалима становились всё более враждебными к Иисусу, их непосредственное влияние не распространялось за пределы синагог Иерусалима. Лишь позднее им удалось столь широко настроить против Иисуса народ, что почти все синагоги закрыли свои двери перед Его Учением. Пока же все синагоги Галилеи и Иудеи были открыты для Него.

В Ироне находились крупные по тем временам рудники, а так как Иисус никогда не жил жизнью рудокопа, то, пока они находились в Ироне, большую часть Своего времени Он проводил в рудниках. Пока апостолы посещали дома́ и проповедовали в общественных местах, Иисус работал в рудниках вместе с подземными тружениками. Слава Иисуса-целителя достигла даже этого глухого селения, и многие больные и страждущие ждали от Него помощи – и многие получили огромную пользу от Его исцеляющей опеки. Однако ни в одном из этих случаев Учитель не совершил так называемого чуда, кроме излечения прокажённого.

День клонился к вечеру, когда на третий день Своего пребывания в Ироне Иисус возвращался с рудников. Направляясь к Своему жилищу, Он миновал узкую боковую улочку и оказался рядом с убогой лачугой прокажённого. Прослышав о славе Иисуса как Целителя, несчастный решился обратиться к Нему, когда Тот проходил мимо его двери.

Упав перед Иисусом на колени, он произнёс: «Господин, если бы Ты только захотел, Ты смог бы меня очистить. Я слышал проповедь Твоих учителей, и я хотел бы войти в Царство, если бы я мог очиститься».

Он говорил так потому, что у евреев прокажённым запрещалось даже посещать синагогу и вообще принимать участие в публичном богослужении. Этот человек действительно верил, что он не может быть принят в грядущее Царство, пока не излечится от проказы. И когда Иисус увидел его страдания и услышал слова, в которых звучала твёрдая вера, Его человеческое сердце было тронуто, и божественный разум отозвался состраданием. Когда Иисус посмотрел на него, человек пал ниц, превознося Учителя.

Затем Иисус протянул Свою руку и, прикоснувшись к нему, сказал: «Хочу – очистись». И тот тут же стал чистым. Он более не страдал проказой.

Когда Иисус поднял человека на ноги, Он приказал ему: «Смотри, никому не рассказывай о своём исцелении, но скромно займись своим делом, покажи себя священнику и принеси жертвы, какие повелел Моисей, во свидетельство твоего излечения».

Но этот человек не сделал так, как ему сказал Иисус. Вместо этого, он стал рассказывать всем встречным о том, что Иисус излечил его проказу, и так как все в городе знали его, люди могли удостовериться в том, что он очистился от своей болезни. Несмотря на наставления Иисуса, он не пошёл к священникам. В результате распространения вести о том, что Иисус исцелил этого человека, Учителя осадила такая толпа больных, что на следующий день Ему пришлось встать засветло и покинуть селение. Хотя Иисус не входил больше в город, в течение двух дней Он оставался на окраине, рядом с рудниками, продолжая учить поверивших рудокопов Радостной Вести Царства.

Очищение прокажённого было первым так называемым чудом, сознательно и преднамеренно сотворённым Иисусом за всё время вплоть до того момента. И это был случай настоящей проказы.

Из Ирона они отправились в Гисхалу, где провели два дня, провозглашая Радостную Весть, после чего вышли в Хоразин, где, проповедуя, задержались почти на неделю. Но в Хоразине им удалось пополнить Царство лишь горсткой верующих. Ни в одном другом месте, где довелось учить Иисусу, Он не встречался с таким всеобщим неприятием Его проповеди. Пребывание в Хоразине оказало гнетущее воздействие на большинство апостолов. Андрею и Абнеру с трудом удавалось поддерживать присутствие духа в своих товарищах. Не привлекая к себе внимания, они прошли через Капернаум и продолжили путь в село Мадон, где добились чуть большего успеха. В сознании большинства апостолов преобладала мысль о том, что их неспособность добиться успеха в городах, которые они недавно посетили, объяснялась настойчивым требованием Иисуса не упоминать о Нём как о Целителе в их выступлениях и проповедях. Им очень хотелось, чтобы Он очистил ещё одного прокажённого или каким-то другим образом обнаружил Своё могущество, чтобы привлечь внимание людей. Однако их искренние уговоры не возымели на Иисуса никакого воздействия.

26.6. СНОВА В КАНЕ

К огромной радости апостольской группы, Иисус объявил: «Завтра мы идём в Кану».

Они знали, что в Кане их ждёт благожелательный приём, ведь Иисус был хорошо известен там. Они успешно трудились, помогая людям войти в Царство, когда, на третий день, в Кану прибыл видный житель Капернаума по имени Тит, который до некоторой степени верил в Царство и сын которого был серьёзно болен. Он узнал, что Иисус находится в Кане, и поспешил сюда, чтобы увидеть Его. Верующие Капернаума думали, что Иисус способен излечить любую болезнь.

Когда этот знатный господин разыскал Иисуса в Кане, он стал упрашивать Его спешно отправиться в Капернаум и исцелить его больного сына.

Пока апостолы стояли рядом, затаив дыхание, Иисус, глядя на отца заболевшего мальчика, сказал: «Долго ли Мне ещё терпеть вас? Сила Божья среди вас, но вы не поверите, пока не увидите знамений и чудес».

Но вельможа взмолился: «Господин, я действительно верю, но приди, пока не умер мой сын, ведь когда я оставил его, он уже был при смерти».

На мгновенье Иисус склонил в раздумье голову и внезапно произнёс: «Возвращайся домой. Твой сын будет жить».

Тит поверил слову Иисуса и поспешил назад в Капернаум. По дороге его встретили слуги со словами: «Радуйся – твоему сыну лучше, он жив».

Тогда Тит спросил, в котором часу мальчик стал выздоравливать, и когда слуги ответили: «Вчера в седьмом часу горячка оставила его», отец вспомнил, что примерно в это же время Иисус сказал: «Твой сын будет жить». И с тех пор Тит поверил всем сердцем, как и вся его семья. Этот сын стал выдающимся слугой Царства и позднее сложил свою голову вместе с теми, кто принял страдания в Риме. Хотя все домашние Тита, его друзья и даже апостолы считали этот эпизод чудом, он таковым не являлся. По крайней мере, это не было чудом исцеления физической болезни. Это был лишь случай использования знания о физических процессах, которые и так должны были произойти. К этому Иисус часто прибегал после Своего Крещения.

И вновь Иисусу пришлось поспешить прочь из Каны из-за нездорового внимания, привлечённого вторым случаем подобного рода за время Его служения в этом селении. Горожане помнили о воде и вине. Теперь же, когда Он, якобы, излечил сына вельможи на большом расстоянии, они не только стали приходить к Нему, приводя больных и страждущих, но и слали гонцов с просьбой исцелить на расстоянии.

Когда Иисус увидел, что вся округа пришла в движение, Он сказал: «Отправимся в Наин».

26.7. СЫН ВДОВЫ ИЗ НАИНА

К тому времени в центральной и южной Галилее имя Иисуса и Его личное служение отождествлялись с чудесами. Десятки и сотни честных людей, страдавших от сугубо нервных и эмоциональных расстройств, приходили к Иисусу и затем возвращались домой к своим друзьям, объявляя, что Иисус исцелил их. И эти невежественные и простодушные люди принимали такие случаи душевного исцеления за исцеление физическое, чудесное выздоровление.

Когда Иисус попытался покинуть Кану и отправиться в Наин, за Ним последовали огромные толпы верующих и множество любопытных. Им непременно нужны были чудеса и волшебство, и им не пришлось разочароваться. Когда Иисус и апостолы подходили к городским воротам, им повстречалась похоронная процессия, которая несла на местное кладбище единственного сына вдовы из Наина. Это была уважаемая в деревне женщина, и половина односельчан следовала за похоронными дрогами, на которых лежал считавшийся мёртвым мальчик. Когда похоронная процессия поравнялась с Иисусом и Его спутниками, вдова и Его друзья узнали Учителя и стали умолять Его оживить мальчика. Упование на чудо достигло такой степени, что они считали Иисуса способным излечить любое человеческое заболевание, – так почему же такой Целитель не мог бы воскресить мёртвого? Одолеваемый настойчивыми просьбами, Иисус подошёл к дрогам и, приподняв покров, осмотрел мальчика. Обнаружив, что в действительности юноша не умер, Он понял, какую трагедию может предотвратить Его присутствие.

Поэтому, повернувшись к матери, Он сказал: «Не плачь. Твой сын не умер. Он спит. Он вернётся к тебе».

После этого, взяв юношу за руку, Иисус сказал: «Проснись и встань».

И юноша, который считался мёртвым, тут же сел и заговорил, Иисус же отправил их по домам.

Иисус старался успокоить народ, тщетно пытаясь объяснить, что мальчик в действительности не умер, что Он не возвращал его из могилы, – но всё было бесполезно. Следовавшая за Ним толпа и вся деревня Наин пришли в состояние полного неистовства. Многих охватил страх, других – паника, в то время как третьи принялись молиться, сетуя на свои грехи. Лишь далеко за полночь удалось рассеять шумную толпу. И, конечно, несмотря на утверждение Иисуса о том, что мальчик не был мёртв, никто не сомневался в свершившемся чуде – воскрешении из мёртвых. Хотя Иисус сказал им, что юноша находился всего лишь в глубоком сне, они сочли это за образное выражение, так как помнили, что Он всегда отличался великой скромностью и пытался скрыть Свои чудеса.

Так по всей Галилее и Иудее разнеслась весть о том, что Иисус воскресил сына вдовы, и многие из тех, кто услышал это известие, поверили в Него. Иисусу так и не удалось объяснить даже некоторым из Своих апостолов, что сын вдовы в действительности не был мёртв в тот момент, когда Он приказал ему проснуться и встать. Но всё же Его разъяснения оказались достаточными для того, чтобы в дальнейшем этот эпизод никем не упоминался, за исключением Луки, который описал его с чужих слов. И вновь такое количество людей стало осаждать Иисуса как Врача, что на следующий день ранним утром Он вышел в Ен-Дор.

26.8. В ЕН-ДОРЕ

В Ен-Доре Иисусу удалось на несколько дней спастись от шумной толпы, требовавшей физического исцеления. Во время их пребывания в этом месте Учитель, в наставление апостолам, рассказал историю древнего царя Саула и ворожеи из Ен-Дора. Иисус недвусмысленно объяснил Своим апостолам, что заблудшие и мятежные сверхъестественные создания, нередко выдававшие себя за духов умерших людей, вскоре будут обузданы и не смогут более вытворять такие странные вещи. Он сказал Своим спутникам, что, после того как Он вернётся к Отцу и Они изольют Дух Свой на всю плоть, такие полудуховные существа – так называемые нечистые духи – уже не смогут вселяться в слабоумных смертных и злоумышленников. Иисус также объяснил апостолам, что дух умершего человека не возвращается в свой родной мир и не может общаться с живыми людьми.

После двухдневного отдыха Иисус сказал Своим апостолам: «Назавтра мы возвращаемся в Капернаум и пробудем там, пока не успокоится народ в сёлах. К тому времени люди, разойдясь по домам, успеют немного прийти в себя от этого возбуждения».

Наши рекомендации