Тема «Вычисление пределов»

При изучении этой темы следует обратить внимание на понятие функции и изучить ее свойства. Познакомиться со всеми элементарными функциями (линейными, степенными, показательными, логарифмическими, тригонометрическими).

Особое внимание уделить пределу функции в точке и на бесконечность и понятию непрерывной функции.

После подробного изучения свойств пределов, I и II замечательных пределов, следует приступить к непосредственному вычислению пределов элементарных функций и их композиций, учитывая, что под знаком предела можно производить тождественные преобразования выражения.

Пример №1. Вычислить предел: Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Пример №2. Вычислить предел: Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Решение: т.к.

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru , Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

то

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Следовательно, Тема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Пример №3.

Вычислить предел: Тема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Дифференциальное исчисление функций одной переменной»

В основе этой темы лежит понятие производной. Особое внимание следует обратить на геометрическое и механическое истолкование производной. Особую роль при решении задач играет правило вычисления производной сложной функции.

При дифференцировании некоторых функций нередко значительно упрощает вычисление прием, состоящий в том, что перед вычислением производной функцию предварительно логарифмируют.

При решении всех последующих примеров, кроме таблицы производных, используются правила дифференцирования суммы, разности, произведения, частного и теорема о производной сложной функции:

a) Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

б) Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ;

в) Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ;

г) Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Пример№1. Дана функция: y = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru .

Вычислить производную функции.

Решение:

y´= Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

= Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

= Тема «Вычисление пределов» - student2.ru .

Пример№2. Дана функция: Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Вычислить производную функции.

Решение:

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Пример №3. Дана функция: Тема «Вычисление пределов» - student2.ru .

Вычислить производную функции.

Решение:

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Исследование функции одной переменной»

Изучение этой темы следует начать с усвоения понятий возрастания и убывания функции, максимума и минимума функции, выпуклости и вогнутости кривой.

Пример:

1) Исследовать функцию у = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru3 + 9х2 +15х - 9) и построить график.

Решение:

1) D (x) = (-∞;+∞), т.е. функция непрерывна на всей числовой прямой.

2)Для исследования функции на экстремумы и монотонность необходимо найти производную и приравнять ее к нулю.

Имеем: y´ = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru (3x2+9*2x + 15 − 0)

у' = 0 => 3х2+18х + 15= 0

х2+6х + 5 = 0

х1 = -5; х2 = -1

х (-∞,-5) -5 (-5;-1) -1 (-1;+∞)
f´(х) + 0 0 +
f (x) Тема «Вычисление пределов» - student2.ru max min

уmax (-5)= Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ((-5)3+9*(-5)2 +15*(-5) − 9) =4

уmin (-1) = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ((-1)3 +9*(-1)2+15*(−1)−9) =−4

3) Для определения точек перегиба и интервалов вогнутости и выпуклости найдем вторую производную и приравняем ее к нулю.

Имеем: y´´ = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru (3 * 2 *x + 18+0)

6х + 18 = 0

х + 3 = 0

х = -3

х (-∞; -3) -3 (-3;+∞)
f ´(х) - 0 +
f (x) точка перегиба

у(-3) = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ((-3)3 + 9(-3)2 + 15(−3) − 9) = 0.

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru Точка (-3,0) - точка перегиба.Используя полученные результаты исследования, построим график функции.

Тема «Интегралы»

Прежде чем приступить к интегрированию функций, тщательно изучите таблицу интегралов, свойства определенного интеграла и два простейших метода интегрирования: метод замены переменной и способ подстановки. Успех интегрирования в значительной степени зависит от того, сумеем ли мы подобрать удачную замену переменной, упрощающую данный интеграл.

При использовании метода интегрирования по частям очень важно правильно выбрать множители U и dv. Хотя общих правил разбиения нет, тем не менее, можно руководствоваться некоторыми частными правилами. Например, если подынтегральная функция представляет собой произведение показательной или тригонометрической функции и многочлена, то в качестве множителя U следует выбирать многочлен. Если же подынтегральная функция является произведением логарифмической или обратной тригонометрической функций и многочлена, то в качестве множителя U следует выбрать логарифмическую или обратную тригонометрическую функцию.

При интегрировании выражения, содержащего в знаменателе квадратный трехчлен, целесообразно привести этот трехчлен к виду с выделенным полным квадратом.

Пример№1. Найти интеграл: ∫(5 − Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +2 Тема «Вычисление пределов» - student2.ru )dх.

Решение: Воспользуемся таблицей интегралов и основными свойствами первообразной:

∫(5 − Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +2 Тема «Вычисление пределов» - student2.ru )dх = 5∫dх − 3∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх+2∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх =

= 5х − 3tgх + 2 Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +с = 5х −3tgх + Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +с.

Пример №2. Найти интеграл: ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Решение: Воспользуемся определением степени с дробным показателем ( Тема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru , а > 0), правилами действий со степенями с одинаковыми основаниями (аn am = an+m, Тема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ), правилом деления суммы на число и найдем интеграл от каждого слагаемого отдельно.

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх = ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх= ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх − ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх =

= 5∫х Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх − ∫х Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх = 5 Тема «Вычисление пределов» - student2.ruТема «Вычисление пределов» - student2.ru +с = 3 Тема «Вычисление пределов» - student2.ruТема «Вычисление пределов» - student2.ru +с =

= 3* Тема «Вычисление пределов» - student2.ruТема «Вычисление пределов» - student2.ru +с.

Пример №3. Найти интеграл: ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru .

Решение: Применим подстановку: t = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тогда dt = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru .

Имеем: ∫ ( Тема «Вычисление пределов» - student2.ru = ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dt = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ( Тема «Вычисление пределов» - student2.ru + c.

Пример №4. Найти интеграл:

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх.

Решение: Преобразуем знаменатель дроби, стоящей под знаком интеграла следующим образом:

х2 − 4х + 8 = х2 + 4 +7 = (х − 2)2 + 22.

Тогда после подстановки t= х−2 получаем:

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх = ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dх =∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dt = ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dt =

= ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dt +∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dt = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru (t2+4) + Тема «Вычисление пределов» - student2.ru actg Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +c =

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru (х − 2 Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +4) + Тема «Вычисление пределов» - student2.ru actg Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +c =

= Тема «Вычисление пределов» - student2.ru2 − 4х +8) + Тема «Вычисление пределов» - student2.ru actg Тема «Вычисление пределов» - student2.ru + с.

При этом при вычислении интеграла ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dt мы воспользовались заменой переменной z = t2 +4.

Тогда dz = 2tdt, откуда

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru dt = Тема «Вычисление пределов» - student2.ruТема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ruТема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru c = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru ( Тема «Вычисление пределов» - student2.ru +4) +c.

Пример №5. Найти интеграл: ∫(2х + 8)* Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Решение: Применим формулу интегрирования по частям: ∫udv=uv − ∫vdu.

Положим: u = 2х +8, dv = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тогда: du = 2dх, v = ∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Следовательно: ∫(2х + 8) Тема «Вычисление пределов» - student2.ruТема «Вычисление пределов» - student2.ru

Тема «Вычисление пределов» - student2.ru + Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Пример №6. Найти интеграл: ∫actg3х*dх.

Решение: Положим u = actg3х, dv = dх, тогда du = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru , v = х.

Отсюда: ∫actg3хdх = х* actg3х −3∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru

Применим в последнем интеграле подстановку t = 1+9 Тема «Вычисление пределов» - student2.ru , получим dt=18хdх, следовательно: 3∫ Тема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ruТема «Вычисление пределов» - student2.ru = Тема «Вычисление пределов» - student2.ru (1+9 Тема «Вычисление пределов» - student2.ru )+с.

Отсюда: ∫actg3хdх = х* actg3х − Тема «Вычисление пределов» - student2.ru (1+9 Тема «Вычисление пределов» - student2.ru )+с.

Наши рекомендации