А. Коррекция осмысления
Практикум, предусматривающий моделирование педагогических ситуаций, помогает осмыслить ошибки, наиболее часто встречающиеся у педагогов. Практикум включает 20 ошибок.
Структура обсуждения ошибки:
1. Обозначение ошибки.
2. Краткие иллюстративные примеры.
3. Неправильные убеждения.
4. Коррекция осмысления.
5. Коррекция поведения.
Первые 2 ошибки мы предлагаем проработать вместе с нами. Вот их краткие формулировки:
Не делать ошибок».
Старайтесь делать вид, что все всегда знаете».
А затем, освоив структуру обсуждения ошибки, постарайтесь самостоятельно проработать следующие 18 ошибок.
1. «Ничего страшного. Ну, сорвалось».
2. «Опять опоздание?!»
3. «Снова «двойка»».
4. «Тоже мне, Толстой нашелся!»
5. «Все видеть и все замечать».
6. «Отметка – «кнут и пряник» процесса обучения».
7. «Не в вопросах, а в ответах суть учения».
8. «Не сметь свое суждение иметь!»
9. «Пожалеть розгу – значит испортить ребенка».
10. «Работы год, добычи грамм». («Не всегда воздействием следует по пятам желанный результат воспитания».)
11. «Пока не прозвенел звонок». («Учитель! Оставь свое плохое настроение за порогом школы»»)
12. «Без руля и без ветрил». («Порядок на уроке – половина дела».)
13. Не хватает времени» или «Не успели - выучат дома». («Эффективность урока»).
14. «Кто ей поможет» («Ошибки в обращении к ученикам».)
15. «Тянешь класс назад». («Попробуйте понять его… Ведь он один и в школе, и дома».)
16. «Чем больше, тем лучше». («К чему приводит многословие учителя на уроке?»)
17. Как бы чего не вышло». («Почему я боюсь приходящих в школу инспекторов?»)
18. «Мы такими не были».
Ошибка 1. «Не делать ошибок».
При выведении химической формулы учитель допустил ошибку. Ученик указал на нее. Учитель сконфужен. Он обеспокоен тем, что подумают о нем ученики.
Его убеждения.
1. О тебе будут думать хуже, если ты будешь допускать ошибки.
2. Ошибаться – это признак слабости.
3. Если ты будешь ошибаться в присутствии учеников, то твою ошибку они воспримут как признак твоего незнания.
4. Если ты допустил ошибку, то постарайся это скрыть.
А. Коррекция осмысления.
1. Подумайте о том, что нет ничего страшного, если вы ошиблись в присутствии учеников. Такие ошибки допустимы и приемлемы. Ошибиться может каждый.
2. Желание быть всегда правым ведет к внутреннему напряжению, к постоянной необходимости «быть настороже», заставляет скрывать свою «неправоту» и «ошибки». Это делает человека нервным и агрессивным.
3. Вы поставите под угрозу всю свою эрудицию, а в конце концов и свой авторитет, если, не исправив свою ошибку, начнете отстаивать свою правоту.
Большинство заметивших ошибку и увидевших, что вы не боитесь ошибиться, проникнутся лишь симпатией к вам. Если же кто-то и осудит за ошибку, то это суждение будет вызвано уязвимостью «осуждающего».
Б. Коррекция поведения.
1. Для продуктивного разрешения возникшей ситуации и поддержания определенного уровня самоуважения учеть мог бы использовать следующие приемы.
«Молодец, что ты заметил ошибку. Я ее допустил умышленно. Хотел посмотреть, кто же все-таки внимателен».
«Ошибка несущественная, я сделал ее случайно» (попытка оправдательного объяснения ошибки».
«Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях или: «В этом случае мы действительно с вами ошиблись. Решается это так…»
2. Обратите внимание на допускаемые вами ошибки в ваших действиях и поведении. Попытайтесь их не скрывать. Мы признаем, что в определенных ситуациях возникает необходимость «не выпячивать» ошибку. Однако помните, что именно отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом решить возникшую ситуацию.
3. Кратко описывайте каждый случай, когда вы «ловили» сами себя на сокрытии ошибки или на отказе выполнить что-либо из-за боязни ошибиться. В конце каждой недели подводите итог. Количественная запись и ее качественный анализ необходимы, так как, осмысляя свои действия, вы учитесь лучше ими управлять.
Ошибка 2. «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете».
Во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может на него дать правильный ответ.
Один своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа.
Другой игнорирует вопрос.
Третий пускается в рассуждения, пытаясь уйти от правильного ответа.
Их убеждения.
1. Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе. Это признание моего невежества.
2. Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь, - это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности.
3. Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос учащегося.
А. Коррекция осмысления.
1. Говоря «Я не знаю», вы гораздо с большей степенью вероятности вызовете уважение за вашу прямоту и честность, чем презрение за ваше невежество. Искренность и откровенность всегда привлекает.
2. Мысль о том, что знать можно и нужно все, сама по себе абсурдна. Энциклопедическая образованность под силу только выдающимся личностям. По всей вероятности, вы не будете претендовать на полную исключительность.
«Я знаю только то, что ничего не знаю», - говорил великий Сократ. |
3. Признание неполного знания в том или ином вопросе – прекрасный стимул для дальнейшего, более глубокого познания. «Я знаю только то, что ничего не знаю», - говорил великий Сократ. Как видите, к такому выводу пришел тот, кто был так богат знаниями.
4. Стереотипная манера поведения «учителя-всезнайки» не нейтральна. Дистанция, которую умышленно создают некоторые учителя, подчеркивая свою научную осведомленность и незнание учеников, не стимулирует умственную деятельность, а, напротив, подавляет ее.
5. «Однажды один ученик спросил учительницу по литературе, кто такой Урканава. Эту фамилию придумал он сам, сложив начальные буквы фамилий своих одноклассников. Не желая признавать своей некомпетентности, учительница ответила: «Грузинский писатель». Весь класс громко засмеялся». Задумайтесь! Хотелось бы вам оказаться на месте этой учительницы?