Фекалепровод инженера Грибоедова

Дума создала Подготовительную комиссию о способах удаления нечистот и фекалий, по поручению которой инженер К.Д. Грибоедов в 1912 г. составил проект фекалепровода. Суть его состояла в следующем. В каждой части города строятся фекалеприемники - бетонные подземные резервуары, в которые поступают фекалии из герметичных бочек, подвозимых со всего города. При наполнении фекалеприемника его содержимое с помощью сжатого воздуха вытесняется в фекалепроводы - трубы, по которым фекалии со скоростью 2,5 фута в секунду двигаются в сторону моря или свалки - смотря где устроен конечный пункт сброса. Устройство фекалепровода призвано было свести к минимуму перевозки экскрементов по городу, решив санитарную проблему города, пока строится канализация, то есть на ближайшие 10-15 лет. Успели построить только один фекалеприемник - на Васильевском острове.
В годы Первой мировой войны доработка проекта современной канализации в Петрограде продолжалась. К этому времени создание сети уже началось: строились кирпичные и бетонные резервуары-коллекторы, бетонные трубы. Работу над созданием современного фекалепровода в Петрограде прервала Октябрьская революция.

Годы войны и революции привели Петроград в жалкое состояние. Проект новой канализации был закончен и утвержден в 1917 г., но тут случилась революция, и вопрос о его осуществлении надолго заглох.

"Наследие гнилого режима - наша гнилая сточная сеть...", - писал в 1925 г. профессор Н.К. Чижов.

Советской власти в Петрограде в наследство также досталось 40 тыс. выгребных ям.
Летом 1918 г. в городе снова вспыхнула холерная эпидемия. Тиф, дизентерия и другие эпидемии на фоне настоящего голода дополнили картину. Смертность в 1919 г. достигла страшной цифры - 77 человек на 1000 жителей. В первые три года после революции от голода в Петрограде умерли 19,5 тыс. человек. К 1922 г. население уменьшилось более чем втрое по сравнению с 1917 г., в городе осталось 700 тыс. человек.
Помимо того что в 3,5 раза меньше стало покупателей коммунальных услуг, оставшаяся горсть жителей, как писали в то время, "утратила былую платежеспособность". Как отмечалось в сборнике Германа Штрумпфике "10 лет Союза работников коммунального хозяйства" (1929 г.), на плечи Откомхоза (Отдела коммунального хозяйства) легли труднейшие задачи: надо было "подавить сопротивление буржуазии по всему фронту городского хозяйства, создать аппарат, способный проводить классовую пролетарскую политику, разрешить неотложные финансовые вопросы..." В общем, было не до канализации.
"Классово чуждые элементы", т.е. дореволюционные интеллигенты, окопались, видимо, и в самом Откомхозе, иначе кто же писал полные трагического лиризма отчеты о состоянии коммунального хозяйства. Предисловие к отчету Петрогуботкомхоза за 1922 г. похоже на начало захватывающего романа: "Допотопная канализация вся пришла в полную негодность, увлекая в своем стремительном разрушении и уличные покровы. Без преувеличения можно сказать, что даже главные артерии Петрограда стали непроезжими. Многочисленные провалы грозили гибелью пешеходам, особенно в темные вечера и по ночам, когда улицы погружались в абсолютный мрак..." Мостовые над сгнившими канализационными трубами проваливались - они не были рассчитаны на проезд тяжелого автотранспорта, появившегося в годы войны. "Даже Невский покрылся волчьими ямами и западнями для автомобилей. Торцовая мостовая на нем держалась не на грунте, а на густом сплетении газовых труб, телефонных и электрических проводов".
Только в 1922-1923 гг. кое-где начались ремонтные работы. Но осенью 1924-го на Ленинград обрушилось стихийное бедствие. Наводнение 23 сентября 1924 г. было вторым по силе за всю историю города и уничтожило почти целиком все труды Откомхоза последних лет. Основным уличным покрытием города в то время были торцы - деревянные шашки, уложенные на основание из бревен. Из-за наводнения почти все торцовые мостовые, в том числе и только что настланные, всплыли, и больше половины торцов Нева унесла в море. Когда вода схлынула, многие дворы были буквально забиты шашками. Улицы представляли нагромождение торцов, бревен, снесенных киосков и заборов. Над старой канализацией образовалось больше 3000 провалов, многие деревянные канализационные колодцы завалились.
Лишь к 1930-1931 гг. Ленинград в основном завершил восстановительные работы в своем городском хозяйстве. На тот момент около 530 улиц протяженностью свыше 300 км вовсе не имели никакой канализации - только канавы. Существующая же канализация (700 км), как мы помним, была рассчитана на прием дождевых вод, но не фекалий. И постоянно засорялась последними.

К счастью для города, уцелевшие к 20-м г. профессора еще до начала "чисток" успели переработать свои же дореволюционные проекты и возглавить их осуществление.

Опытным участком для сооружения раздельной -для ливневых и для сточных вод - канализации был выбран Васильевский остров. Проект был утвержден 19 сентября 1925 г. "На беспросветно, казалось, сером небе ленинградской канализации появился первый радостный луч наступления новой эры в этой области хозяйства Ленинграда", - писал в 1925 г. инженер А.Рейнеке, руководивший работами.
Очень сложным оказался вопрос финансирования, но в итоге выход был найден. Канализация сооружалась на средства жителей города: был повышен тариф на воду, и этот доход отчислялся на строительство. "Через нависшие было мрачные тучи над канализацией прорвался долгожданный светлый сноп лучей, - не уставал радоваться Рейнеке. - Деньги есть - канализация есть". Василеостровская усовершенствованная канализация строилась 10 лет. Ее сооружение так и осталось наиболее крупной работой в канализационном хозяйстве города в предвоенные годы.

Бесконечная история

На остальной территории города фекалии по-прежнему вычерпывались из выгребов тружениками ассенизационного обоза, а все более-менее жидкие продукты жизнедеятельности человека поступали по сточным трубам в городские водоемы.

В 1931г. Совнарком и ЦК ВКП(б) приняли обращение "О начальных мероприятиях по преобразованию Ленинграда в образцовый и подлинно-социалистический город".

В документе отмечалось, что темпы роста коммунально-жилищного хозяйства

"не поспевают за ростом культурно-бытовых потребностей рабочего класса".

Помимо того что в городе не было современной канализации, в домах еще с прошлого века сохранялись общие отхожие места на лестницах, как писали тогда - "эти рассадники заразы, которые мог придумать только полицейско-бюрократический режим". 40 тысяч городских выгребов и отряд золотарей также не справлялись с ростом культурно-бытовых потребностей рабочего класса.
Механизация очистки выгребов (перекачка нечистот в автоцистерны со шлангом) началась только в конце 30-х и была явно недостаточной для города. Старые подземные трубы постепенно заменялись бетонными, но перед войной треть сточных труб оставалась деревянной. "При существующем темпе работ мы растянем канализирование Ленинграда на много десятков лет", - выражал опасение журнал "Вопросы коммунального хозяйства". Так и вышло.
В 1940 г. была утверждена Генеральная схема канализации Ленинграда - решено было перейти к общесплавной системе, используя уже существующую сеть. Строить стали прогрессивным закрытым тоннельным методом на очень большой глубине. Но тут началась война. Во время блокады замерзала и домовая, и уличная сеть, и коллекторы. Десятки километров сетей вышли из строя.

Сооружение усовершенствованной канализации в центральной части города началось в Ленинграде только после войны и закончилось в конце 60-х. Проект для северной части города в те годы еще разрабатывался.

Наши рекомендации