Построение компьютерной модели расчёта
Траектории неуправляемого ЛА (с заданными характеристиками)
Анализ и представление исходных данных
Эта часть курсового проекта посвящена разработке компьютерной модели расчета траектории неуправляемого летательного аппарата, используя методы численного интегрирования Эйлера и Рунге-Кутта, а также расчету траектории пассивного участка полета неуправляемого ЛА с использованием параболической теории.
В общем случае, траектория полета неуправляемого ЛА состоит из следующих характерных участков:
· движение по направляющим;
· активный участок;
· пассивный участок.
Расчетные соотношения:
Секундный массовый расход (Q) рассчитан по формуле:
Реактивная сила R рассчитана по формуле:
Коэффициент лобового сопротивления Cx рассчитан по формуле: , где – коэффициент лобового сопротивления эталонного ЛА.
Площадь миделя ЛА рассчитана по формуле: .
После подстановки исходных данных, соответствующих номеру варианта, в расчётные соотношения, заполняется таблица 2.
Таблица 2
Секундный массовый расход Q, кг/с | Реактивная сила R, Н | Площадь миделя S, м2 | Среднее значение коэффициента лобового сопротивления Cx |
0.0113 | 0.289 |
Модель динамики неуправляемого ЛА
Движение ЛА по направляющим
Для решения системы дифференциальных уравнений движения ЛА необходимо найти скорость схода и время схода с направляющих: v и t. Направляющая считается абсолютно жесткой, неподвижной, прямолинейной. Из-за малости скорости движения пренебрегают силой лобового сопротивления, учитывают силу трения.
Примем коэффициент трения fтр=0.15 (для стали), расходом топлива при движении по направляющим пренебрегаем.
В общем случае, уравнение движения ЛА по направляющим (см рис. 1):
Уравнения в проекциях оси координат направленные вдоль и перпендикулярно направляющим имеет вид:
Причем где – коэффициент трения ЛА об оси направляющих.
Перепишем уравнение в виде:
В нашем случае m=mн=const. Тогда мы имеем:
Отсюда находим
Далее вычисляем
где
С учетом получаем
Отсюда находится t0 через длину направляющей lн:
Результаты расчета движения по направляющим приведены в таблице 3.
Таблица 3
Скорость vд, м/с | Время tд, с |
22.7084 | 0.2202 |
Активный участок
Запишем уравнение движения в векторной форме:
Проекции на касательную и нормаль к траектории уравнения движения:
Система из четырех нелинейных дифференциальных уравнений первого порядка относительно четырех переменных решается численно с начальными условиями конца схода с направляющих:
Начальными условиями интегрирования системы являются конечные значения расчёта схода ЛА с направляющей: Условие окончания интегрирования является время горения топлива, т.к. так после завершения горения топлива прекращается действие реактивной силы и ЛА переходит в движение на пассивном участке.
Пассивный участок
Рассмотрим уравнения движения в проекциях на касательную и нормаль траектории:
,
,
,
,
Эта система уравнений интегрируется при следующих начальных условиях:
где индекс «а» обозначает конец активного участка. Конечные значения активного участка становятся начальными значениями пассивного участка. Условие окончания интегрирования: y = 0.
При расчете пассивного участка полета ЛА используется ряд допущений, а именно:
· Реактивная сила R равна нулю (R=0).
· Поверхность Земли представляется в виде бесконечной плоскости.
· Масса ЛА постоянна ( =const).