Построение компьютерной модели расчёта

Траектории неуправляемого ЛА (с заданными характеристиками)

Анализ и представление исходных данных

Эта часть курсового проекта посвящена разработке компьютерной модели расчета траектории неуправляемого летательного аппарата, используя методы численного интегрирования Эйлера и Рунге-Кутта, а также расчету траектории пассивного участка полета неуправляемого ЛА с использованием параболической теории.

В общем случае, траектория полета неуправляемого ЛА состоит из следующих характерных участков:

· движение по направляющим;

· активный участок;

· пассивный участок.

Расчетные соотношения:

Секундный массовый расход (Q) рассчитан по формуле: Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Реактивная сила R рассчитана по формуле: Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Коэффициент лобового сопротивления Cx рассчитан по формуле: Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru , где Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru – коэффициент лобового сопротивления эталонного ЛА.

Площадь миделя ЛА рассчитана по формуле: Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru .

После подстановки исходных данных, соответствующих номеру варианта, в расчётные соотношения, заполняется таблица 2.

Таблица 2

Секундный массовый расход Q, кг/с Реактивная сила R, Н Площадь миделя S, м2 Среднее значение коэффициента лобового сопротивления Cx
0.0113 0.289

Модель динамики неуправляемого ЛА

Движение ЛА по направляющим

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru Для решения системы дифференциальных уравнений движения ЛА необходимо найти скорость схода и время схода с направляющих: v и t. Направляющая считается абсолютно жесткой, неподвижной, прямолинейной. Из-за малости скорости движения пренебрегают силой лобового сопротивления, учитывают силу трения.

Примем коэффициент трения fтр=0.15 (для стали), расходом топлива при движении по направляющим пренебрегаем.

В общем случае, уравнение движения ЛА по направляющим (см рис. 1):

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Уравнения в проекциях оси координат направленные вдоль и перпендикулярно направляющим имеет вид:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Причем Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru где Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru – коэффициент трения ЛА об оси направляющих.

Перепишем уравнение в виде:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

В нашем случае m=mн=const. Тогда мы имеем:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Отсюда находим

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Далее вычисляем

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

где

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

С учетом Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru получаем

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Отсюда находится t0 через длину направляющей lн:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Результаты расчета движения по направляющим приведены в таблице 3.

Таблица 3

Скорость vд, м/с Время tд, с
22.7084 0.2202

Активный участок

Запишем уравнение движения в векторной форме:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Проекции на касательную и нормаль к траектории уравнения движения:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Система из четырех нелинейных дифференциальных уравнений первого порядка относительно четырех переменных Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru решается численно с начальными условиями конца схода с направляющих: Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

Начальными условиями интегрирования системы являются конечные значения расчёта схода ЛА с направляющей: Условие окончания интегрирования является время горения топлива, т.к. так после завершения горения топлива прекращается действие реактивной силы и ЛА переходит в движение на пассивном участке.

Пассивный участок

Рассмотрим уравнения движения в проекциях на касательную и нормаль траектории:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru ,

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru ,

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru ,

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru ,

Эта система уравнений интегрируется при следующих начальных условиях:

Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru

где индекс «а» обозначает конец активного участка. Конечные значения активного участка становятся начальными значениями пассивного участка. Условие окончания интегрирования: y = 0.

При расчете пассивного участка полета ЛА используется ряд допущений, а именно:

· Реактивная сила R равна нулю (R=0).

· Поверхность Земли представляется в виде бесконечной плоскости.

· Масса ЛА постоянна ( Построение компьютерной модели расчёта - student2.ru =const).

Наши рекомендации