Исследование состояния экспрессивной речи
1. Беседа по вопросам
Вопрос | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Как тебя зовут? | |||
Сколько тебе лет? | |||
Как зовут маму (папу)? | |||
Какие есть дома игрушки? |
2. Активный словарь
2.1 Номинативный словарь
Лексические темы | 4 года | 5 лет | 6 лет |
«Игрушки» | |||
«Посуда» | |||
«Одежда» | |||
«Обувь» | |||
«Мебель» | - | ||
«Овощи» | - | ||
«Фрукты» | - | ||
«Транспорт» | |||
«Ягоды» | - | - | |
«Дикие животные» | - | - | |
«Домашние животные» | - | - | |
«Птицы» | - | - |
2.2. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):
4 года | 5 лет | 6 лет | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Ноги | Сиденье | ||||||
Руки | Спинка | ||||||
Голова | ножки | ||||||
Глаза | Рукав | - | |||||
Уши | Воротник | - | |||||
Нос | - | Пуговица | - | ||||
Рот | - | Молния | - | ||||
Шея | - | Петля | - | ||||
Живот | - | Кузов | |||||
Грудь | - | Колёса | |||||
Локоть | - | - | Кабина | - | |||
Ладонь | - | - | Руль | - | |||
Затылок | - | - | Фары | - | - | ||
Висок | - | - | Мотор | - | - |
2.3 Обобщающие понятия.
Назвать одним словом | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Мяч, кукла, машинка | |||
Чашка, тарелка, ложка | |||
Футболка, куртка, шорты | |||
Тапки, сапоги, ботинки | |||
Стол, стул, шкаф | - | ||
Яблоко, банан, апельсин | - | ||
Огурец, помидор, морковь | - | ||
Автобус, самолёт, пароход | - | ||
Клубника, смородина, малина | - | - | |
Кошка, собака, свинья | - | - | |
Волк, лиса, заяц | - | - | |
Ворона, сова, воробей | - | - |
2. Предикативный словарь
Назвать действие (по картинкам) | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Что делает мальчик? (ест) | |||
Что делает девочка? (спит) | |||
Что делают дети? (играют) | |||
Что делает птица? (летит) | |||
Что делают рыбки?(плавают) | |||
Что делают машины? (едут) | |||
Как передвигается: птица | - | ||
рыба | - | ||
змея | - | ||
лягушка | - | ||
Как подают голос: кошка | - | ||
собака | - | ||
корова | - | ||
петух | - | ||
ворона | - | - | |
кукушка | - | - | |
лошадь | - | - | |
овца | - | - | |
волк | - | - | |
Что делает врач | - | - | |
учитель | - | - | |
продавец | - | - | |
повар | - | - | |
швея | - | - |
3. Атрибутивный словарь
параметры | название | ||
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Цвета | |||
Красный | |||
Синий | |||
Зелёный | |||
Жёлтый | |||
Белый | |||
Чёрный | |||
Оранжевый | - | ||
Голубой | - | ||
Фиолетовый | - | - | |
Розовый | - | - | |
Коричневый | - | - | |
Серый | - | - | |
Формы | |||
Мяч круглый | |||
Доска квадратная | |||
Солнце круглое | - | ||
Подушка квадратная | - | ||
Пирамидка треугольная | - | ||
Огурец овальный | - | ||
Руль круглый | - | ||
Окно квадратное | - | ||
Ёлка треугольная | - | ||
Лимон овальный | - | ||
Антонимы | |||
Большой - маленький | |||
Длинный - короткий | |||
Высокий - низкий | - | ||
Толстый - тонкий | - | - | |
Широкий - узкий | - | - |
5. Состояние словоизменения.
5.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога
Падеж | Ответить по картинкам | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Род. | У девочки нет (чего?) | |||
У малыша нет (кого?) | ||||
Дат. | Мальчик рад (чему?) | |||
Бабушка испекла пирог (кому?) | ||||
Вин. | Мальчик собирает (что?) | |||
Папа кормит (кого?) | ||||
Твор. | Мальчик играет (чем?) | |||
Мама любуется (кем?) |
5.2. Употребление существительных в именительном падеже единственного
и множественного числа (один – много):
Назвать картинки | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Стол | |||
Рот | |||
Кукла | |||
Паук | |||
Окно | |||
носок | |||
Кот | - | ||
Лев | - | ||
Река | - | ||
Дом | - | ||
Кольцо | - | ||
Пень | - | ||
Глаз | - | - | |
Лист | - | - | |
Стул | - | - | |
Ваза | - | - | |
Ухо | - | - | |
Лоб | - | - |
5.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа
существительных (много чего?):
Ответить по картинкам | 5 лет | 6 лет |
Шар | ||
Ключ | ||
Ложка | ||
Ёлка | ||
Окно | ||
Карандаш | - | |
Лист | - | |
Книга | - | |
Вилка | - | |
Ведро | - |
5.4. Употребление предложно-падежных конструкций
Ответить по картинкам | Предлог | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Где стоят свечи? | НА | |||
Где лежат фрукты? | В | |||
Где летает бабочка? ( | НАД | |||
Где спрятался мальчик? | ПОД | |||
Где сидит сова? | НА | - | ||
Где стоит коза? | ЗА | - | ||
Где растёт ёлка? | ОКОЛО | - | ||
Где спрятался ёжик? | ПОД | - | - | |
Откуда вылезает ёжик? | ИЗ-ПОД | - | - | |
Где спряталась кошка? | ЗА | - | - | |
Откуда выходит кошка? | ИЗ-ЗА | - | - |
5.5. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:
Назвать по картинкам | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Красный мяч | |||
Синий шар | |||
Жёлтое ведро | |||
Оранжевый апельсин | - | ||
Голубая бабочка | - | ||
Белое блюдце | - | ||
Фиолетовый колокольчик | - | - | |
Серая ворона | - | - | |
Розовое платье | - | - |
5.6.Согласование числительных два и пять с существительными:
Назвать по картинкам | 4 года | 5 лет | 6 лет |
2 кота | |||
5 котов | |||
2 машины | |||
5 машин | |||
2 мяча | - | ||
5 мячей | - | ||
2 козы | - | ||
5 коз | - | ||
2 окна | - | ||
5 окон | - | ||
2 пня | - | - | |
5 пней | - | - | |
2 воробья | - | - | |
5 воробьев | - | - | |
2 книги | - | - | |
5 книг | - | - | |
2 ведра | - | - | |
5 вёдер | - | - |
6. Состояние словообразования.
6.1. Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.
Назвать картинки | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Стол | |||
Чашка | |||
Кукла | |||
Забор | - | ||
Сапог | - | ||
Кровать | - | ||
Лента | - | ||
Ведро | - | ||
Окно | - | ||
Лист | - | - | |
Попугай | - | - | |
Изба | - | - | |
Кольцо | - | - | |
Кресло | - | - |
6.2.Образование названий детенышей животных
Назвать детёнышей | 4 года | 5 лет | 6 лет |
У кошки | |||
У слона | |||
У утки | |||
У лисы | |||
У зайца | - | ||
У волка | - | ||
У белки | - | ||
У медведя | - | ||
У козы | - | - | |
У коровы | - | - | |
У лошади | - | - | |
У собаки | - | - | |
У овцы | - | - |
6.3 Образование относительных прилагательных от существительных
Ответить по картинкам | 6 лет |
Стол из дерева | |
Аквариум из стекла | |
Крыша из соломы | |
Стена из киртпича | |
Шапка из меха | |
Носки из шерсти | |
Сапоги из резины | |
Крепость из снега | |
Лопатка из металла | |
Сок из яблок |
6.4 Образование притяжательных прилагательных от существительных
Ответить по картинкам | 6 лет |
Очки бабушки | |
Туфли мамы | |
Усы кошки | |
Хвост лисы | |
Берлога медведя | |
Гребень петуха |
6.5. Образование приставочных глаголов.
Назвать действия по картинкам | 6 лет |
Мальчик из дома…ВЫХОДИТ | |
Мальчик к дому…ПОДХОДИТ | |
Мальчик улицу…ПЕРЕХОДИТ | |
Мальчик от дома…ОТХОДИТ | |
Мальчик вокруг дома…ОБХОДИТ | |
Мальчик в дом…ВХОДИТ |
6.6. Образование глаголов совершенного вида
Назвать действия по картинкам | 6 лет |
Рисует - нарисовал | |
Чинит - починил |
6.7 Образование глаголов совершенного вида ж. и муж. Рода
Назвать действия по картинкам | 6 лет |
Упал - упала | |
Заплакал - заплакала | |
Нарисовал - нарисовала |
Состояние интеллекта
Количественные представления
Операции | С 4 лет | С 5 лет | С 6 лет |
Один | |||
Много | |||
Поровну | |||
Прямой счёт до 3-х | |||
Прямой счёт до | - | ||
Обратный счёт от | - | - | |
Порядковый счёт до | - | - | |
Сравнение кол-ва на конкр. материале | - | ||
Сравнение чисел | - | - | |
Пересчёт предметов и опр-е их кол-ва | - | ||
Знание состава чисел: 2 | - | - | |
- | - | ||
- | - | ||
- | - | ||
Решение задач на сложение в пределах на вычитание в пределах | - | - | |
- | - |
Мышление