Условия принятия решения
Для того, чтобы возникла необходимость в принятии решения, должны возникнуть определенные условия.
Прежде всего, должна быть определена цель, в противном случае необходимости принятия решения не возникает. Далее, должно быть несколько альтернативных вариантов достижения цели, иначе решение будет однозначным. Выбор требуется осуществлять в условиях, когда существует более одного способа достижения цели. При существовании различных альтернатив могут быть различные затраты и различные вероятности достижения цели. Следующим условием является наличие факторов, ограничивающих выбор, или ограничений.
Ограничивающие факторы могут быть различной природы:
1. Экономические факторы, связанные с наличием ресурсов — времени, денежных средств, трудовых ресурсов, производственных возможностей.
2. Технические факторы, связанные с инженерным анализом и удовлетворением требований к техническим характеристикам. Сюда могут относиться такие характеристики объектов, как прочность, надежность, точность, соблюдение габаритов, веса и другие.
3. Социальные факторы, в том числе и нравственно-этические. Сюда относятся факторы, выражающие требования социальной целесообразности осуществления той или иной альтернативы, а также выполнения требований нравственности, этики, морали.
Таким образом, задача принятия решения возникает в том случае, когда есть цель, возможны различные способы ее достижения и имеются ограничения.
Принятие формализованных решений базируется на двух основных методах: логическом моделировании и оптимизации.
При логическом моделировании используются правила, которые определяют, что надо делать в тех или иных случаях. Для этого служат логические функции И, ИЛИ, ЕСЛИ, ТО, НЕ. С их помощью можно давать рекомендации по принятию решений.
В достаточно простых ситуациях применения метода оптимизации при принятии решения удается ограничиться единственным критерием оптимальности.
Соответствующие задачи принятия решений называются одноцелевыми, или однокритериальными, в противном случае — это многоцелевые, или многокритериальные, задачи. Теория многокритериальных задач принятия решений в настоящее время находится в стадии разработки.
Многокритериальная задача
Структурирование множества альтернатив
Рассмотрим основные типы структур.
Классификация.
Разбиение исходного множества на классы. Можно считать, что каждый класс есть подмножество исходного множества альтернатив. Здесь важно отметить, что классы не упорядочены друг относительно друга. При этом не указано, какой класс лучше (старше, дороже) другого. Можно, например, классифицировать население по полу или по региону проживания. Правильная постановка диагноза - также пример классификации. Компьютерные системы, помогающие врачу ставить диагноз, существуют. И решают они именно задачу классификации, т.е. отнесения больного к нужному классу, который эквивалентен названию болезни.
Стратификация.
Это название произошло от термина "страта", (strata) что означает "слой", "пласт". Стратификация в этом случае является разбиением множества на ряд уровней или слоев. В отличие от классов, страты упорядочены.
Можно полагать, что страты выражают некоторые уровни "качества".
Несколько примеров классических стратификаций:
оценки уровня знаний ("отлично", "хорошо" и т.д.)
звезды отелей
спортивные разряды
Связь страт с неким абстрактным "качеством" крайне важна для понимания идеи стратификации.
Ранжирование.
Внешне метод напоминает стратификацию, но в отличие от нее уровни не выражают качества, а трактуются просто как порядковый номер в списке. Это различие настолько важно, что на нем стоит остановиться подробнее.
Упорядочение называется ранжировкой, если указан только номер места объекта в упорядочении, и больше ничего. Если мы знаем только места, полученные спортсменами по результатам соревнований, но не знаем результаты, то это - типичная ранжировка.
Места в ранжировке естественно называются "рангами". Ранг 1 принято присваивать наилучшему объекту. Итак, в отличие от стратификации, здесь играет роль только номер "полочки", на которую кладут альтернативы. Один и тот же ранг может быть присвоен нескольким объектам. Тогда ранжировка называется нестрогой. Тогда как в строгой ранжировке каждому объекту присваивается уникальный номер ранга.
Таковы общие черты понятия структуризации множества альтернатив. Однако структура нам нужна не сама по себе, а с целью выполнить выбор. Классификация сводится по сути к выбору определенного класса, к которому следует отнести альтернативу. Стратификация и ранжировка предоставляют более широкие возможности выбора. Чтобы выполнить структуризацию, надо рассмотреть методы, которыми она выполняется. Методы структуризации по существу и есть сердцевина поддержки принятия решений.
Две классификации методов структурирования множества альтернатив
Такие методы можно классифицировать различным образом. Прежде всего, и чаще всего эти методы делят на критериальные и некритериальные.
Термин критерий применяют для описания ситуации выбора. Например, говорят о "критериях выбора автомобиля".
Понятно, что критериальное структурирование основано на сопоставлении альтернатив по некоторому набору критериев. Что же такое некритериальные методы структурирования?
Предположим у нас есть множество альтернатив. Если выбирать из него пары и просить экспертов или ЛПР сравнить членов пары "в целом". Предполагается, что все альтернативы попарно сравнимы. При этом эксплуатируется способность человеческого мозга создавать общее представление о предмете.
Следующий по важности способ классификации методов структурирования связан с количеством ЛПР или экспертов, участвующих в процессе выбора. Говорят либо об индивидуальных, либо о групповых решениях. Рейтинговое голосование в Думе - пример одного из методов группового принятия решений.
Допустим, на роль спикера претендуют 5 человек. Тогда каждый из депутатов дает свою ранжировку (возможно нестрогую) этих пяти кандидатов. Возникает задача построения обобщенной (синонимы: интегральной, результирующей, компромиссной) ранжировки, на основе которой и будет определено - кто же станет спикером.