История становления научных школ и организаций
Наука является сложным социальным явлением. Нас не должно вводить в заблуждение почитание великих ученых, именами которых принято называть их изобретения и открытия. Несомненно, роль личности в науке очень велика, но наука это еще и социальный институт, не только объединяющий сообщество ученых, но и организующий и регламентирующий их деятельность. Поэтому очень важно рассмотреть становление науки как возникновение и развитие институциональных способов ее организации. Каждому этапу развития науки соответствует собственная форма такой организации и чем более развита наука, тем более сложно она организована.
Прообразом первых научных институтов являются философские школы древней Греции, которые объединяли учителей, учеников и единомышленников. Эти «научные» сообщества были, вероятно, наиболее свободными и наименее регламентированными формами самоорганизации ученых в истории. Ученики сами выбирали себе учителей, а учителя были вправе отказать нерадивому ученику. Коллектив единомышленников также не связывал себя строгими ограничениями за редким исключением пифагорейского союза, который был больше похож на религиозную секту. Как правило, занятия проходили в форме свободной беседы или дискуссии на открытом воздухе. Мы до сих пор называем свои учебные заведения, используя названия мест собрания последователей и учеников Платона и Аристотеля. Платон собирал своих учеников в оливковой роще, названной в честь античного героя Академа. Аристотель же имел обыкновение прогуливаться со своими учениками в окрестностях храма Апполона Ликейского. А сегодня мы идем учиться или работать в академию или лицей.
Особенностью античных сообществ было преобладание устных форм общения. Вследствие этого мы обладаем очень неточными и отрывочными сведениями о содержании размышлений античных теоретиков. Лишь немногие источники дошли до нас в письменном виде. Однако именно в этот период сформировались принципы организации научного сообщества как объединения ученых на основе общих идей и представлений. В рамках этих сообществ начинаются процессы профессионализации науки, формируются нормы и методы научного исследования. Благодаря открытости этих сообществ их деятельность получает общественное признание и постепенно идеи, сформированные внутри этих групп, получают все большее распространение.
Распад римской империи, сопровождаемый возникновением и утверждением христианства, прерывает этот процесс, поскольку мудрость древних ставится под сомнение основоположниками христианской церкви. Но первые христианские общины унаследовали многие принципы организации античных научных сообществ. Для утверждения авторитета новой религии требовались доказательства ее истинности. Поэтому отцы церкви продолжают философские традиции античности и занимаются обоснованием религиозных принципов, развивая теоретические методы познания. Не случайно и то, что монастыри, объединяющие людей, избравших путь духовного совершенствования, становятся центрами интеллектуальной активности европейской культуры средневековья. А в монастырских библиотеках сохраняются и произведения античных авторов. Следует отметить и тот факт, что монастыри становятся и центрами хозяйственной деятельности. Именно средневековым монахам принадлежит приоритет в изобретении и развитии многих технологий, ставших основой промышленного производства более позднего времени. Это и агрономические технологии, и пищевые технологии сыро- и пивоварения, виноделия и консервирования. Не менее значим вклад монастырей и в формирование рациональных методов организации труда. Поэтому без преувеличения можно сказать, что они стали центрами развития не только теоретических, но и эмпирических методов научного познания, подготовив практически готовый набор инструментов и методов исследования для новоевропейской науки.
Рост городов в эпоху позднего средневековья (XI-XV вв.) и возникший спрос на образование обусловливают возникновение и развитие новых научных центров – университетов. В 1064 году был открыт старейший европейский университет в итальянском городе Парма, в 1158 организован университет в Болонье. В XII веке организован университет в Оксфорде, а в XIII веке – в Кембридже и Париже. В это время формируется структура классического университета, состоящего из четырех факультетов: теологического, юридического, медицинского и философского. Благодаря средневековым университетам происходит окончательная профессионализация научного знания, происходит его организация в соответствии с иерархическими принципами последовательного совершенствования научных знаний и навыков. Эти принципы оказались настолько устойчивыми, что практически без изменений дошли до наших дней. Не только в известных наименованиях квалификационных ученых степеней – бакалавр, магистр и доктор, - но и в системе квалификационных экзаменов и организации учебного процесса. Например, деление занятий на лекционные, семинарские и лабораторные, также является наследием средневекового университета. В России университеты появились значительно позже. В 1726 году был открыт Академический университет в Санкт-Петербурге, а в 1755 основан Московский государственный университет.
В дальнейшем процессы образования централизованных государств приводят к формированию новых центров научной деятельности. Для эпохи Возрождения и начала Нового времени такой формой организации научного сообщества становится королевские научные общества и академии наук. Они продолжают традиции покровительства ученым со стороны крупных европейских правителей, укреплявших таким способом свой политический авторитет. Королевские научные общества выполняли очень важную функцию централизации и организации научной деятельности на основе общих принципов. Благодаря материальной поддержке выдающихся ученых, они позволили науке выйти за пределы университетов, выполняющих в первую очередь образовательную функцию, и активизировали ее исследовательские функции. Новые формы организации научных сообществ значительно увеличивают престижность научной деятельности. При поддержке научных обществ и академий ученым удается публиковать свои научные работы и более активно взаимодействовать с коллегами по «научному цеху». Помимо институциональных форм в это время широко распространены и неформальные контакты между учеными. Они ведут переписку друг с другом, обсуждая общие проблемы и вступая в оживленные дискуссии. Возникает то, что в научной литературе принято называть «невидимым колледжем». Это название впервые упоминает в своей переписке английский ученый Р. Бойль, обозначая им круг ученых занимающихся решением общей проблемы и контактирующих друг с другом. Так формируется научное сообщество – коллективный субъект научного познания, который гораздо более успешно способен решать главную задачу научного познания – производство достоверного, обоснованного и объективного знания.
В XVII-XIX веках национальные академии наук организуются практически во всех европейских государствах, и до настоящего времени являются важными центрами научной деятельности. Они становятся центрами сбора научной информации, организуя работу научных библиотек, а также центрами научных исследований и подготовки научных кадров в рамках академических исследовательских институтов. Академии координируют научную деятельность, занимаясь распределением средств на проведение научных исследований и экспертизой их результатов. Звание действительного члена академии наук является сегодня формой высшего признания научных заслуг ученого.
Императорская Санкт-Петербургская академия была создана по указу Петра I в 1724 году. Для работы в ней были приглашены выдающиеся европейские ученые того времени Н. Бернулли и Л. Эйлер. Это позволило российской науке довольно быстро преодолеть значительное отставание от Европы и сформировать успешно работающие научные школы. В 1917 произошло переименование императорской академии в Российскую академию наук. Она существует до сих пор и является крупнейшей научной организацией в мире. Помимо множества отраслевых научно-исследовательских институтов в структуру академии входят региональные отделения РАН – Уральское, Сибирское и Дальневосточное.
Для современного этапа развития науки характерны процессы децентрализации научной деятельности. Это связано с разделением науки на фундаментальную и прикладную. Фундаментальные научные исследования ориентированы на разработку теоретических принципов, не имеющих непосредственного практического применения, но выполняющих методологическую и мировоззренческую функции. Поскольку такие исследования являются дорогими, но не дают экономической выгоды, они часто организуются совместными усилиями нескольких государств, финансирующих деятельность международных научных центров, ведущих, например, астрофизические и ядерные исследования, необходимые для развития фундаментальной науки.
Большая часть прикладных научных исследований у нас проводятся в рамках отраслевых научно-исследовательских институтов. В России существует также ряд отраслевых академий наук, координирующих деятельность ученых, специализирующихся в определенной предметной сфере научных исследований. Это академии медицинских и сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, а также академия художеств.
В современной науке преобладают прикладные исследования, нацеленные на получение практически применимых результатов, дающих, как это принято говорить «экономический эффект». В таких результатах в первую очередь заинтересованы конкретные предприятия и организации. Это приводит ко все большей децентрализации научных исследований, которые проводятся научными отделами и лабораториями, созданными на промышленных предприятиях, в экономических организациях и учебных заведениях. Распространенной формой организации научных исследований в настоящее время является независимая лаборатория, выполняющая исследования по заказу предприятий и организаций. Большую роль в координации довольно разрозненных научных организаций играют многочисленные научные журналы, обеспечивающие научную коммуникацию как внутри определенной отрасли научного знания, так и сфере фундаментальных и междисциплинарных научных проблем. Все большее значение приобретают электронные средства коммуникации. Следует отметить, что электронная сеть Internet изначально создавалась с целью осуществления эффективной научной коммуникации. А сегодня эта сеть является бесконечным архивом научной информации и позволяет ученым всего мира объединиться в систему глобального «невидимого колледжа».
Институционализация экономической науки происходит довольно поздно. Экономические факультеты в ведущих российских университетах - Санкт-Петербургском и Московском - были организованы в 1940 и 1941 годах соответственно. Академия народного хозяйства СССР была организована в 1977 году. В настоящее время в России существует разветвленная сеть научно-исследовательских институтов и научных лабораторий, ведущих фундаментальные и прикладные исследования в различных отраслях экономической науки. Значительную роль начинают играть научные исследования в образовательных учреждениях, среди которых выделяются национальные исследовательские университеты.