Введение новой переменной

Во многих случаях, чтобы найти Введение новой переменной - student2.ru , имеет смысл сделать замену Введение новой переменной - student2.ru , при этом если Введение новой переменной - student2.ru то Введение новой переменной - student2.ru .

Пример 1.НайтиВведение новой переменной - student2.ru

Решение.Введем новую переменную Введение новой переменной - student2.ru или Введение новой переменной - student2.ru Очевидно, при Введение новой переменной - student2.ru переменная Введение новой переменной - student2.ru

Тогда

Введение новой переменной - student2.ru

Использованы формулы приведения и первый замечательный предел.

Пример 2.НайтиВведение новой переменной - student2.ru

Решение.Введем новую переменную Введение новой переменной - student2.ru

При Введение новой переменной - student2.ru переменная Введение новой переменной - student2.ru

Тогда Введение новой переменной - student2.ru

3. Раскрытие неопределенностей вида Введение новой переменной - student2.ru

При нахождении Введение новой переменной - student2.ru , где Pn(x) и Qm(x) – многочлены, используется метод деления числителя и знаменателя на xk , где k – наибольшее из чисел m и n. Аналогичный прием используется и при нахождении пределов иррациональных неопределенностей вида Введение новой переменной - student2.ru .

Пример 1. Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Разделим числитель и знаменатель дроби на x3. Тогда

Введение новой переменной - student2.ru

так как Введение новой переменной - student2.ru – бесконечно малые величины при Введение новой переменной - student2.ru .

Пример 2. Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Разделим числитель и знаменатель дроби на x5. Тогда

Введение новой переменной - student2.ru

Пример 3. Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Разделим числитель и знаменатель дроби на x3. Тогда

Введение новой переменной - student2.ru

Сравнивая полученные в примерах 1–3 результаты, можно сделать вывод:

Введение новой переменной - student2.ru

(an и bn – коэффициенты при xn многочленов Pn(x) и Qn(x) соответственно).

Этот вывод позволяет в простейших случаях находить Введение новой переменной - student2.ru без каких-либо преобразований.

Например, Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Перейдем к решению более сложных примеров.

Пример 4. Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Разделим числитель и знаменатель дроби на Введение новой переменной - student2.ru :

Введение новой переменной - student2.ru Введение новой переменной - student2.ru

Заметим, что в этом примере наивысшие степени переменной в числителе и знаменателе равны (и там, и там это Введение новой переменной - student2.ru ), поэтому ответ оказался равным отношению коэффициентов при Введение новой переменной - student2.ru .

Пример 5. Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Напомним, что Введение новой переменной - student2.ru Разделим почленно числитель на знаменатель:

Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

4. Раскрытие неопределенностей вида Введение новой переменной - student2.ru

и Введение новой переменной - student2.ru

Каждую из неопределенностей Введение новой переменной - student2.ru и Введение новой переменной - student2.ru стараются свести к неопределенностям Введение новой переменной - student2.ru и Введение новой переменной - student2.ru . Далее используют соответствующий способ раскрытия неопределенного выражения полученного вида.

Пример 1.Найти Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Вынесемзнак минуса из знаменателей за общую скобку и приведем разность к общему знаменателю Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Пример 2.Найти Введение новой переменной - student2.ru

Решение. Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Осталось воспользоваться первым замечательным пределом

Введение новой переменной - student2.ru

Пример 3.Найти Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Умножим и поделим заданное выражение на сумму Введение новой переменной - student2.ru Тогда

Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Пример 4.Найти Введение новой переменной - student2.ru

Решение. Введение новой переменной - student2.ru

Использован первый замечательный предел:

Введение новой переменной - student2.ru ( Введение новой переменной - student2.ru при Введение новой переменной - student2.ru ).

Пример 5.Найти Введение новой переменной - student2.ru

Решение.Воспользуемся тем, что

Введение новой переменной - student2.ru

Тогда

Введение новой переменной - student2.ru

Использованы непрерывность логарифмической функции и первый замечательный предел.

5. Раскрытие неопределенностей вида Введение новой переменной - student2.ru

Неопределенности вида Введение новой переменной - student2.ru раскрываются с помощью второго замечательного предела, который можно записывать двумя способами:

(3) Введение новой переменной - student2.ru или Введение новой переменной - student2.ru . (4)

Напомним, что второй замечательный предел получен на основании равенства

Введение новой переменной - student2.ru ,

полученного в теории последовательностей.

Особенность пределов (3) и (4) состоит в том, что в основании степени и в (3), и в (4) к числу 1 прибавляется бесконечно малая величина, а в показателе степени стоит бесконечно большая величина, в точности обратная той, которая прибавляется к 1. В результате имеет место неопределенное выражение Введение новой переменной - student2.ru . Это наблюдение позволяет записать (3) и (4) в виде Введение новой переменной - student2.ru , где α(x) → 0 при x → x0 . (5)

Запись (5) позволяет формально достаточно просто использовать второй замечательный предел при раскрытии неопределенностей вида Введение новой переменной - student2.ru .

Перейдем к вычислению пределов.

Пример 1. Введение новой переменной - student2.ru

так как Введение новой переменной - student2.ru .

Пример 2. Введение новой переменной - student2.ru

так какВведение новой переменной - student2.ru.

Использованный при решении примеров прием очень прост: показатель степени умножают и делят на одно и то же выражение, играющее в примере роль α(x). В первом примере Введение новой переменной - student2.ru во втором Введение новой переменной - student2.ru .

Пример 3. Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru.

Использованы непрерывность степенно-показательной функции и второй и первый замечательные пределы.

Пример 4. Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

так как

Введение новой переменной - student2.ru

Пример 5. Введение новой переменной - student2.ru.

Найдем Введение новой переменной - student2.ru

Это означает, что имеет место неопределенность (1), и мы имеем право использовать второй замечательный предел: Введение новой переменной - student2.ru Введение новой переменной - student2.ru

Пример 6. Введение новой переменной - student2.ru.

В этом примере, в отличие от всех предыдущих, Введение новой переменной - student2.ruЭто означает, что второй замечательный предел применять нельзя, тем более, что заданное выражение никакой неопределенности при x → ∞ не представляет:

Введение новой переменной - student2.ru

Примеры 7–10 решены с помощью следствий второго замечательного предела:

1. Введение новой переменной - student2.ru. 2. Введение новой переменной - student2.ru .

3. Введение новой переменной - student2.ru . 4. Введение новой переменной - student2.ru .

Заметим, что следствие 2 является частным случаем следствия 1, а следствие 4 – частным случаем следствия 3.

Все следствия легко доказываются. Докажем, например, следствие 1:

Введение новой переменной - student2.ruИспользованы непрерывность логарифмической функции и второй замечательный предел.

Следствия 1–4 позволяют раскрывать неопределенные выражения вида Введение новой переменной - student2.ru , содержащие логарифмическую и показательную функции.

Пример 7. Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Использовали следствие 2.

Пример 8. Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

так как

Введение новой переменной - student2.ru(следствие 3), а Введение новой переменной - student2.ru

Пример 9. Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru

Введение новой переменной - student2.ru.

Пример 10. Введение новой переменной - student2.ru,

здесь Введение новой переменной - student2.ruпо следствию 4, роль бесконечно малого аргумента играет разность (x – 1) при x → 1. Можно было сделать замену x – 1 = t .

Тогда

Введение новой переменной - student2.ru

Наши рекомендации