Более подробные сведения по этим вопросам можно найти в учебниках по невропатологии для педагогических и медицинских вузов

хранность моторного аппарата, необходимого для арти­куляции.

Разумеется, совокупность указанных выше условий может быть обеспечена только нормальной деятельно­стью всего головного мозга и других отделов нервной си­стемы. Однако имеющийся клинический материал и дан­ные экспериментальной нейрофизиологии убеждают в том, что повреждение некоторых отделов мозга приводит к наиболее выраженным нарушениям речевой деятельно­сти, в то время как поражение других не приводит к ка­ким-либо нарушениям речи. Широко известны нару­шения речи при поражении определенных отделов лоб­ных, височных, теменных долей. Наличие этих фактов позволило некоторым авторам утверждать, что функция речи локализована в отдельных участках мозга. С этим нельзя согласиться. Указанные участки мозга являются скорее всего только местом концентрации многочислен­ных связей самых различных отделов мозга, имеющих отношение к речевой деятельности. Именно поэтому по­ражение их приводит к столь, грубым речевым дефектам. Таким образом, локализацию симптома нарушения речи нельзя путать с локализацией субстрата, ответственного за формирование речевой активности и деятельности.

Сказанное относится в равной степени и к организа­ции двигательной активности, приводящей к согласован­ной деятельности артикуляционной мускулатуры. Наибо­лее грубые поражения мышц возникают при поражении самых периферических отделов нервной системы, иннервирующих мышцы лица, языка, гортани, грудной клетки, правильная иннервация и координированная деятель­ность которых невозможна без сохранности перифери­ческой иннервации. При нарушении ее возникает дизар­трия, анартрия. Однако близкие по внешним проявле­ниям клинические картины возникают при поражении связей указанных уровней с корой больших полушарий, нарушении деятельности подкорковых отделов мозга, функции мозжечка. Таким образом, в организации слож­ных физиологических актов, необходимых для осущест­вления речевой деятельности, принимают участие самые различные уровни и отделы нервной системы. Правиль­ный анализ участия каждого из отделов нервной систе­мы в сложном процессе регулирования речевой активно

сти – обязательное условие адекватного понимания сущ­ности речевого дефекта и выработки метода его корриги­рования.

В анализе речевых нарушений следует учитывать так­же роль нервных механизмов, способствующих планиро­ванию активности и осуществлению деятельности. Дело идет о речевых механизмах, связанных с праксисом и планированием деятельности.

Исследование активности животных и человека пока­зало, что при осуществлении сложных целенаправленных моторных актов или других действий еще до начала дви­жения в мозгу создается конечный образ совершаемого действия (акцептор действия, двигательный образ и т. д.). Благодаря наличию сложных систем чувствительности, постоянно информирующих нервную систему о выполне­нии двигательного акта, мозг может сравнить выполняе­мое действие с задуманным и послать необходимые кор­ригирующие двигательные акты команды.

В процессе эволюции не было создано специальных органов речи, а происходило приспособление некоторых отделов других функциональных систем, в частности пи­щеварительной и дыхательной, к нуждам общения между индивидуумами. Конечно, в процессе развития речи про­исходило функциональное усложнение как непосред­ственно исполнительного аппарата (артикуляционного), так и всей системы его регуляции.

Следует отметить, что патология речи во многих слу­чаях связана с различной степени выраженными нару­шениями деятельности рецепторных либо двигательных систем. Характер этих нарушений относительно хорошо изучен. Кроме того, существуют дефекты речи, обуслов­ленные нарушениями нейродинамики, исследование кото­рых в настоящее время находится еще в первоначальном периоде.

Более подробные сведения по этим вопросам можно найти в учебниках по невропатологии для педагогических и медицинских вузов - student2.ru

Рис. 38. Фронтальный срез через головной

мозг:

/ – продолговатый мозг; 2 – варолиев мост; 3 – ножка мозга; 4 – гипоталамус; 5 – боль­шие полушария; 6 – мозжечок.

Извлеченный из черепной коробки головной мозг не­сколько уплощен в основании. Сверху поверхность его выпуклая. Если разрезать мозг по сагиттальной плоско­сти, хорошо видны все отделы, его составляющие (рис. 38). Основную часть вещества мозга занимают большие полушария головного мозга. Несколько ниже они переходят в ножки мозга. Участок мозга между большими полушариями и ножками мозга называется промежуточным мозгом. Ниже ножек расположены ва­ролиев мост и продолговатый мозг. Последние три отде­ла – ножки мозга, варолиев мост и продолговатый мозг–вместе составляют мозговой ствол. Сверху к моз­говому стволу прилежит мозжечок.

Наши рекомендации