Геологические объекты — сложные системы
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ МНОГОМЕРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ГЕОЛОГИИ
Геологические объекты — сложные системы
Прежде всего, напомним, что любой геологический объект, начиная с нефтегазоносной провинции и кончая образцом породы или даже шлифом, является сложной, плохо организованной или диффузной системой. Такая система описывается большим или очень большим числом характеристик (десятками или даже сотнями). Характеристики имеют разную физическую природу и находятся в сложных взаимосвязях друг с другом. Для изучения сложных систем неприменима методология однофакторного эксперимента, рассчитанная на простые системы. Такая методология исходит из независимости факторов и описывающих их характеристик системы друг от друга. А поэтому при изучении какой-либо закономерности простой системы сначала выявляется влияние каждого фактора (и отражающих его характеристик системы) на эту закономерность, а потом влияние различных факторов суммируется [261.
Заметим, что большинство специалистов, работающих в нефтегазовой геологии, используют в своих исследованиях именно методологию однофакторного эксперимента. При выборе оптимального набора характеристик, описывающих ту или иную закономерность, например изменение нефтеотдачи залежи, сначала изучают «информативность» каждой характеристики, исследуя тесноту ее связи с нефтеотдачей. По величине коэффициента корреляции отбирают «наиболее информативные» характеристики. После чего изучается многомерная связь нефтеотдачи с выбранными характеристиками. Использующие такой подход специалисты забывают о том, что, исследуя взаимосвязь какой- то одной характеристики с нефтеотдачей, они не могут зафиксировать постоянные значения других характеристик. И все характеристики изменяются одновременно с выбранной. Поэтому полученный результат отражает влияние не только выбранной характеристики на изучаемую закономерность, но и тех изменений, которые претерпели другие характеристики сложной системы.
В случае сложной системы мы не можем исследовать поочередно влияние различных переменных на ее поведение. При изменении любой характеристики одновременно начинают изменяться и все другие. Для изучения сложных систем необходимо применять так называемую методологию многофакторного эксперимента. Согласно этой методологии, нужно сначала исследовать суммарное влияние всех факторов и отражающих их характеристик на поведение сложной системы, а уж затем вычленить влияние интересующего фактора (характеристики), закрепляя остальные факторы (характеристики) на каких-то фиксированных уровнях [26].
Например, нам необходимо смоделировать взаимосвязь между абсолютной проницаемостью и открытой пористостью для какого-то конкретного терригенного пласта. В настоящее время эту задачу чаще всего решают путем построения корреляционной связи поданным анализов керна. Такой подход опирается на методологию однофакторного эксперимента, основанную на допущении о независимости факторов, влияющих на взаимосвязь открытой пористости с абсолютной проницаемостью.
В реальных условиях изучаемая взаимосвязь существенно зависит от ряда факторов: распределений размеров пор и зерен породы, количества и характера распределения цементирующего материала и т. д. Причем между этими факторами и отражающими их характеристиками изучаемого пласта имеют место сложные многомерные взаимосвязи (например, распределение размеров пор существенно зависит от распределения цемента, а количество цемента чаще всего довольно тесно связано с открытой пористостью).
Допустим, что при построении модели рассматриваемой взаимосвязи мы ограничились следующим набором измеряемых характеристик: абсолютная проницаемость, открытая пористость, содержание глинистого и карбонатного цемента, средний размер пор и средний размер зерен породы. Естественно, перечисленный набор характеристик далеко не полный. На практике при изучении геологических закономерностей нам всегда приходится иметь дело с их неполным описанием. Это приводит к вероятностному характеру математических моделей, описывающих геологические закономерности.
В соответствии с методологией многофакторного эксперимента мы сначала должны построить модель, учитывающую влияние на абсолютную проницаемость всех выбранных характеристик. Далее мы должны от этой модели перейти к модели, описывающей влияние только открытой пористости на абсолютную проницаемость. Но из-за тесных взаимосвязей всех названных характеристик связь проницаемости с открытой пористостью будет описывать не одна, а множество моделей. Каждая из этих моделей будет отражать взаимосвязь открытой пористости и абсолютной проницаемости при «закреплении» остальных характеристик на каких-то фиксированных уровнях. Например, одна из таких моделей будет описывать связь абсолютной проницаемости с открытой пористостью для пород, не содержащих цемента и имеющих максимальный размер пор и средний размер зерен. Другая — для пород с максимальным содержанием цемента, имеющих минимальный размер пор и средний размер зерен. Третья - для пород, содержащих только глинистый цемент (эта модель тоже будет иметь несколько вариантов в зависимости от фиксированных размеров пор и зерен). И так далее.
Подводя итог, отметим, что в отличие от методологии одно-факторного эксперимента, допускающей существование единой модели взаимосвязи между открытой пористостью и проницаемостью продуктивных отложений, методология многофакторного эксперимента постулирует наличие множества таких моделей, описывающих различные взаимосвязи между абсолютной проницаемостью и открытой пористостью при «закреплении» других существенных для данной взаимосвязи характеристик на различных уровнях.
Математические модели
Математическая модель, как и всякая другая модель, может являться заменителем реального объекта, реального явления, процесса. Для геологии эта функция математической модели особенно важна, так как геологические процессы непосредственно изучать невозможно из-за их длительности, намного превышающей срок человеческой жизни. Отметим следующие преимущества работы с моделью-заменителем по сравнению с экспериментальными материалами, получаемыми при изучении реальных объектов и процессов:
1) модели можно устанавливать точные соотношения между характеристиками объектов и процессов и преобразовывать их (характеристики) математически; в реальных условиях эти соотношения выполняются лишь приближенно;
2) омощью модели удается выделить существенные характеристики исследуемого явления и отбросить многие несущественные, запутывающие переменные;
3) модель позвволяет прогнозировать поведение объекта или протекание процесса в области, где не имеется экспериментальных данных;
4) меняя различные модели, можно уменьшить множество конкурирующих гипотез относительно поведения плохо организованной системы в изучаемых условиях, например множество гипотез о генерации, миграции, аккумуляции и консервации углеводородов при изучении продуктивности локальных структур.
Очевидно, что в наиболее полной степени можно использовать преимущества модели-заменителя лишь тогда, когда математическая модель будет содержательной. С помощью содержательной модели можно хорошо объяснять уже известные факты, выявлять новые, неизвестные ранее факты и, что наиболее важно, выдвигать перед исследователями новые проблемы. Содержательная модель позволяет вскрывать причинно-следственный механизм закономерностей поведения геологических объектов, то есть получать новые научные результаты. Одновременно она может использоваться и для решения практических задач нефтегазовой геологии.
Далеко не все математические модели, используемые в естественных науках, и в том чиа\е геологии, являются содержательными. Многие модели представляют описываемую ими закономерность в виде так называемого «черного ящика». Они устанавливают соответствие между выходной характеристикой или выходными характериспгиками, которые нужно прогнозировать, и входными характеристиками, которые используются для прогноза выходных характеристик. Модели типа «черного ящика» могут иметь определенную практическую ценность, но не позволяют выявлять причинно-следственный механизм описываемых закономерностей.