Итерационные методы построения решений на экстремальных классах

Для решения уравнения (72) построим итерационный процесс:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.73)

где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru заданное нулевое приближение, Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru последовательность чисел (называемых параметрами релаксации), обеспечивающая сходимость (73). Предположим, что нам удалось выбрать последовательность Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru так, что последовательность Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru сходится. Тогда, если для всех Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru : Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru что включает в себя и введенное ранее предположение (51), то

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

и, следовательно, для предельного элемента имеем:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Последнее означает, что определенный элемент Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru принадлежит экстремальному классу (46) и, тем самым, обладает требуемыми свойствами оптимальности. С другой стороны, этот же элемент минимизирует невязку

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.74)

и, следовательно, процесс (73), при условии его сходимости, решает задачу оптимального подбора относительно априори заданного критерия и минимизирующего невязку по полю в смысле (74).

Займемся теперь выбором последовательности Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Для этого поступим способом, аналогичным приведенному в предыдущем разделе – способом минимальных невязок. Потребуем, чтобы последовательность Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru выбиралась так, что для соответствующей по (73) последовательности Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru обеспечивалась максимальная скорость убывания величины:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Обозначим: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Поскольку:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - величина второго порядка малости (относительно Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru ), то:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

и

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Отсюда:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Тогда:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

где: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . (5.75)

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru – есть функция Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и, для того, чтобы обеспечить максимальную скорость убывания Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru необходимо минимизировать Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru по Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Продифференцируем (75) по Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , и приравняем результат нулю. Получим:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.76)

что можно переписать также и в эквивалентной форме:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Необходимо убедиться, что величина Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru при таком выборе Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru лежит в интервале (0,1). Этим обеспечивается монотонность убывания невязки. Подставив (76) в (75), получим:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.77)

Числитель в (77) перепишем:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Неравенство Шварца гласит:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Тогда:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Следовательно, величина Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru вещественна и имеет значения из интервала (0,1). Этим обеспечивается монотонное убывание невязки, определенной соотношением (74), при вычислении параметра релаксации по формуле (76).

Если при некотором Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru то невязка Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и, следовательно, итерационный процесс сошёлся, и для выделенного элемента Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru имеем Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Отсюда следует Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (оператор Ф взаимно - однозначен на Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru ). Рассмотрим другой предельный случай. Предположим, что невязка прекратила убывать. Следовательно, Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Поскольку Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru то, следовательно, Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и, либо Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , либо Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru В приложениях оператор Ф имеет нулевое ядро. Например, в качестве Ф может служить операция умножения на некоторую неотрицательную весовую функцию; либо Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - единичный оператор. невязку, но и производные от невязки до фиксированного порядка.

Считая, что Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru имеем, в силу теоремы о ядре

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Иными словами, используемая трансформация достигнутой невязки Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru ортогональна всему множеству значений оператора Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Если, например, Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , то такая ситуация может свидетельствовать о том, что компонента Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru не укладывается в рамки принятых модельных представлений о среде и не может быть учтена без пересмотра этих представлений и введения ее новых компонентов.

Для того, чтобы решение, найденное как предел итерационного процесса (73), обладало свойствами оптимальности, постулированными постановкой обратной задачи (65), необходимо, чтобы Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru В итерационном процессе, кроме того, предполагается Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru для всех Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru из некоторой окрестности Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Тогда, в силу теоремы о ядре, имеем: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Такое условие в некоторых задачах, обладающих особо большой эквивалентностью, представляется чрезмерно ограничительным. Для того чтобы обеспечить выполнение условия Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и, тем самым, требуемые свойства оптимальности решения, можно пользоваться модифицированным итерационным процессом:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.78)

Его отличие от основного состоит в том, что на каждом шаге итерационного процесса производная оператора рассматривается в одной и той же точке – принятом нулевом приближении. Параметр релаксации при этом вычисляется по модифицированному соотношению:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.79)

Последняя формула получена заменой Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru в (76) на Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Все дальнейшие рассмотрения повторяются дословно. Сходимость модифицированного процесса (78) будет происходить до тех пор, пока:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

В противном случае процесс прекращает сходиться. Выполнения условия

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru ,

также можно трактовать как несоответствие оставшейся невязки принятым представлениям о среде.

Описанный итерационный процесс приемлем и для решения линейных задач на экстремальных классах, в частности, решения задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

В этом случае он имеет вид:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.80)

где:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Как видно, соотношение (80) полностью повторяет (54). Обобщение состоит в ведении оператора Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , контролирующего особые свойства невязки. Прекращение сходимости процесса означает:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Реально, итерационные процессы (73, 78) продолжаются ограниченное число шагов N, в результате чего достигается невязка по полю Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Далее процесс прекращается. Для выбора числа этих шагов можно пользоваться принципом обобщенной невязки, уже описанным выше. Вкратце его применение сводится к следующему.

Если оператор А задан с ошибкой так, что реально используется оператор Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и его уклонение от точного оценивается величиной: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

И, кроме того наблюдаемая Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru также задана с ошибкой, и:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

то в качестве критерия остановки итерационного процесса может служить:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Действительно, с точностью до членов второго порядка Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Обратим внимание на следующее, важное с вычислительной точки зрения, обстоятельство. Формула (76) для расчета параметра релаксации Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru кажется громоздкой. Однако в процессе вычислений по итерациям (73) все необходимые компоненты, входящие в (76), уже вычислены, и количество дополнительных расчетов для нахождения параметра релаксации Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru оказывается невелико.

Описанная итерационная схема не является обязательной для критериального подхода. Главным является то, что получаемое решение должно принадлежать множеству с представлением (66), либо, если не пользоваться линеаризацией для формирования принципов оптимальности – множеству с представлением (59). Какая бы технология нахождения конкретного решения уравнения Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru не использовалась, если она приводит к решению, представленному в виде (59) либо (67) при Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru то, тем самым, решена и задача (58). В некоторых случаях целесообразен эвристический подбор параметра релаксации на основании анализа динамики невязки. Эта схема основана на экстраполяции значения параметра релаксации на основе графика зависимости невязки от величины параметра релаксации, полученного на предыдущих шагах итерационного процесса.

Типичным примером другого типа алгоритмов для решения нелинейных уравнений является метод Маккварта[1]. Его сущность состоит в следующем.

Для заданного нулевого приближения Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , уравнение Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru заменяется на:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.81)

где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - поправка к вектору Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Для согласования размерностей правой и левой частей уравнения (81) последнее умножается слева на сопряженную к Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru матрицу Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru :

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.82)

Поскольку матрица Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru может оказаться плохо обусловленной или даже выраженной, то вводится регуляризующий член, и уравнение (82) заменяется на:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.83)

где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - некоторый числовой параметр и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - единичная матрица. Уравнение (83) – система линейных уравнений. Решая ее относительно Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , получим новое, исправленное значение Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Повторяя процесс далее, получим: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и для искомого решения:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.84)

При Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru метод Маккварта асимптотически редуцируется к методу наименьших квадратов. При больших Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru метод Маккварта аналогичен методу наискорейшего спуска. Выбор конкретного значения Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru здесь представляет некоторые трудности и, видимо, некоторой универсальной рекомендации по этому вопросу дать нельзя. Для решения частных обратных задач, например, обратных задач магнитотеллурического зондирования [2], разработаны методические рекомендации по выбору параметра Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , который меняется пошагово, в зависимости от поведения невязки. Выбору параметра Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru можно дать трактовку в рамках идеологии теории регуляризации, поскольку добавочное слагаемое – член Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru I, есть ни что иное, как регуляризующее слагаемое. Однако нас в настоящее время интересует другой аспект вопроса. Перепишем систему (84) следующим образом:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru .

Последнее означает, что Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и, следовательно, Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru есть решение задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Таким образом, решение Маккварта по своим экстремальным свойствам соответствует наименее уклоняющемуся от нуля в смысле Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru при Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Иными словами принадлежит почти идеальному экстремальному классу Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Теперь нетрудно модифицировать схему Маккварта так, чтобы получаемое решение обладало теми же экстремальными свойствами, что и в схеме (73) при произвольном операторе Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (принадлежало экстремальному классу Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru ):

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.85)

Легко заметить, что: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru .

Требуемое представление для Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru достигнуто.

Метод построения решения обратной задачи, основанный на использовании модифицированного метода Маккварта (85), требует на каждом шаге решения системы линейных уравнений. В том случае, когда это осуществимо (относительно небольшое число искомых параметров), и при правильном выборе Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , этот метод оказывается преимущественным по точности решения (относительно невязки Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru в сравнении с итерационным процессом (73)). Однако необходимость решения системы линейных уравнений оказывается весьма серьёзным препятствием при поиске много размерных параметров. Так, например, при решении обратной задачи гравиразведки в классе плотных границ для профиля средней величины (60 км при масштабе съёмки 1:50000) и средней сложности (3 искомых контакта) такой подход требовал бы решения системы из 620 уравнений. Это трудоемкая задача, а необходимость её многократного решения затрудняет ситуацию. В конечном итоге оказывается более выгодным осуществить дополнительные итерации в (73), чем повышать точность за счет решения больших систем уравнений. Описанная ситуация характерна для многих сегодняшних задач, поскольку желание повысить итерационные возможности геофизического метода приводит к увеличению числа искомых параметров.

5.7. Составные критерии оптимальности и обратные задачи комплексной интерпретации.

Чем шире класс эквивалентности Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , тем более решение задачи Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru в рамках критериального подхода зависит от принятого критерия оптимальности, или, иначе, от параметров Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru входящих в его выражение:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Сам по себе этот факт – объективное обстоятельство, и даже может рассматриваться как явление положительное, поскольку позволяет управлять свойствами получаемого решения. Последнее верно, если имеется объективный способ анализа получаемых решений из экстремальных классов Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Однако факт такого влияния имеет и серьёзные отрицательные стороны. Дело в том, что при выводе выражений для экстремальных классов Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , на оператор Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , норму пространства Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru накладывались чисто математические ограничения. Это ограничивало класс используемых критериев оптимальности. Это обстоятельство, а также влияние неизбежного субъективизма и погрешностей в формировании оператора Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , приводит к тому, что вместо необходимого вида Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (который может быть и неизвестен) применяется другой – Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , возможно, близкий к Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , но не разный ему тождественно. Различие между решениями из Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru будет тем более, чем шире класс Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Поэтому, если имеется дополнительная информация, позволяющая сузить Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , её необходимо использовать. Чаще всего такая информация носит характер ограничений на искомое решение и может быть формализовано в виде задания некоторого множества М, которому должно принадлежать решение. При этом множество М не является классом единственности. Если это множество задано явно, например, в виде ограничений типа неравенств на возможные значения искомого параметра, то введение этой информации в критерий оптимальности может быть осуществлено уже описанным ранее (см. 5.2.1) способом:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.86)

где:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Однако в значительном числе случаев такая формулировка выглядит идеалистичной. Суть дела состоит в том, что наблюдаемая Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и информация, определяющая множество М, являются компонентами независимыми. Например, в качестве М может выступать класс эквивалентности для некоторого другого оператора Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и другой наблюдаемой Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Это соответствует попытке найти общее решение для двух различных обратных задач относительно одной и той же содержательной модели среды. Целый ряд причин, включающий в себя несоответствие содержательных моделей в первой и второй задачах, наличие и независимость погрешностей (в том числе и систематических) в каждой из наблюдаемых, принципиальной ограниченностью множества М может привести к тому, что Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru пусто и минимизация (86) на Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru является бессодержательной задачей. В этих случаях целесообразно искать два элемента Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru таких, что:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.87)

где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - некоторый функционал, определяющий меру близости Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Например Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Положим, что имеется наблюдаемая Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru .

Пусть Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - оператор, ставящий в соответствие элементу Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и наблюдаемой Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru решение задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.88)

а Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - оператор, ставящий в соответствие элементам Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (что эквивалентно заданию Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru ) решение задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.89)

тогда, если пара Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru есть решения задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.90)

то необходимым условием, которому удовлетворяется эта пара, является:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.91)

Зафиксировав некоторый элемент Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , рассмотрим итерационный процесс:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.92)

Из определения оператора Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru имеем:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.93)

а из определения Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru :

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.94)

Соединяя эти два неравенства, получим:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.95)

Если для некоторого n = N, (95) выполнено как равенство, то как равенства выполнены (94) и (93). Тогда если операторы Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru однозначны, то Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru откуда

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Следовательно, итерационный процесс (92) является монотонно сходящимся к решению задачи (90), а если уравнение (91) является дополнительно достаточным условием для решения задачи (90), то процесс (92) доставляет и решение задаче (90). Однако сходимость последовательности Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru еще не влечет сходимости самих элементов Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru к некоторым элементам Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Соотношением (95) обеспечена сходимость по функционалу. При определенной конструкции Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru сходимость по Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru влечет и сходимость элементов Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru по норме, и в этих случаях процесс (92) полностью решает задачу (90).

Обращаясь к построению операторов Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (88-89), легко видеть, что каждый из них есть ни что иное, как построение решения обратной задачи, оптимального относительно заданного фиксированного критерия оптимальности. Отсюда следует вывод, что методы решения частных обратных задач, основанные на критериальном подходе, естественным образом объединяются итерационным процессом (92) в процедуру совместного решения обратных задач. Но именно такого рода совместные решения обратных задач реализуют процедуру комплексной интерпретации. Постановка обратной задачи комплексной интерпретации (90), реализуемая процессом (92), состоит в нахождении пары элементов, каждый из которых удовлетворяет своей наблюдаемой и в своих классах эквивалентности выделяемая пара состоит из ближайших друг к другу элементов. Принципом комплексирования служит принцип максимальной близости друг к другу выделяемых элементов, при условии, что каждый из них удовлетворяет своему полю. Совсем не обязательно чтобы решение было одно и удовлетворяло обоим наблюдаемым. Такое положение дел, скорее, исключение, чем правило. Но пара элементов, являясь конкретно физическими моделям одного и того же объекта должна состоять из элементов, которые в каком то смысле близки друг к другу. Это достаточно общий и универсальный принцип комплексирования. В противном случае, если он не выполняется, теряется сам смысл использования нескольких методов для изучения одного объекта.

Дальнейшие рассмотрения связаны с конкретизацией вида функционала Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru .

Пусть функционал Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru имеет вид:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.96)

и множество Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - заданные элементы.

Выберем в качестве Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru пространство Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и пусть Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - линеен, непрерывен, и из условия Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru следует Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Обозначим Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru решение задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , (5.97)

определенное условием:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.98)

Эта процедура представляет собой поточечное проектирование значений функции Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru на множество Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru .

Доказательство. Пусть Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - образ множества М при отображении Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - замкнуто и выпукло, так как Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - взаимно-непрерывен и линеен. Тогда (97) можно переписать:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.99)

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

В соответствии с теоремой двойственности, для того, чтобы элемент Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru был решением задачи (99), необходимо и достаточно, чтобы в Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru нашелся элемент Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и:

а) Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

b) Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.100)

с) Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Чтобы были выполнены условия (100а), (100b), достаточно положить:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.101)

Остается проверить, что выполнено условие (100в) при выборе Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru по правилу (101).

Подставляя (101) в (100в) и учитывая, что постоянный множитель роли не играет, получим:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.102)

Рассмотрим подынтегральное выражение. Пусть Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - произвольная точка области Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Возможны случаи:

1) Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

2) Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

3) Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

В первом, в соответствии с правилом (98), подынтегральное выражение равно нулю. Во втором случае Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Но тогда для любых Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru имеем Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и, следовательно, подынтегральное выражение положительно, поскольку Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru сохраняет знак функции. В случае (3) имеем: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и тогда Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru для любого Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru
Снова оказывается, что подынтегральное выражение положительно. Поскольку точка Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru была произвольной, то всюду в V подынтегральное выражение в (102) или что то же самое (100в), выполнено.

В приведенном случае оператор проектирования выглядит особенно просто, и учет ограничений типа неравенств при решении обратной задачи в рамках критериального подхода, в соответствии с (92) сводится к итеративному решению обратной задачи без ограничений и проектированию результата множество М по правилу (98).

Рассмотрим далее частный случай задачи (90).

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.103)

Делая замену переменных Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru получаем:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.104)

Ограничимся случаем Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru . Будем предполагать далее, что Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Задача (104) легко сводится к следующей:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.104а)

или:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.104b)

Здесь Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Обозначим В – линейный ограниченный оператор из Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru в Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru где Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru определенный отношением:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Тогда:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Откуда приходим к выводу, что:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Применяя теперь к задаче (104b) результаты из п. 5.3, получаем:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru .

Характеризация почти идеального экстремального класса Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru задана уравнением

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.105)

Однако уравнение (105) еще не позволяет найти Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru поскольку для нахождения элементов Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , входящих в описание Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru необходимо знание правых частей в (104b). Уравнение (105) важно с точки зрения того, что оно выражает необходимое и достаточное условие для Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и поэтому:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Зафиксируем элемент Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru в (104). Тогда Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru есть решение задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.106)

и, следовательно,

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.107)

Если зафиксирован элемент Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru то Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru есть решение задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.108)

откуда:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.109)

Поскольку Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - суть линейные подпространства, то из (109) и (107) получаем:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.110)

Рассмотрим возможные случаи, обозначая для простоты: Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Если:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

то, переходя к ортогональным дополнениям (прил.2.4), получим:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.111)

Таким образом, условия Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru - эквивалентны. Однако из того, что Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , не следует выражение для решения задачи (104). Предположим, что дополнительно Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Последнее требование означает, что ядро оператора:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru

Состоит только из нуля и, следовательно, решение задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.112)

на Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru существует и единственно. Единственность решения – факт очевидный. Показать надо существование решения при Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru Если Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru и Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru , но решения задачи (112) не существует, то это эквивалентно тому, что не существует решения задачи:

Итерационные методы построения решений на экстремальных классах - student2.ru (5.113)

Наши рекомендации