Следы и методы их исследования

Юридический факультет

Кафедра “Судебной экспертизы”

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Естественнонаучные методы судебной экспертизы»

На тему: “Измерение объектов трассологической экспертизы”.

Руководитель: Профессор,

Доктор юр. Наук,

Шаров Виктор Иванович.

Студент: Рожнов Даниил Александрович

Группа: 11-17 СЭ

Г. Нижний Новгород 2015

Оглавление

Стр

Введение……………………………………………………...3

Глава 1. Следы и методы их исследования………………..

§1 Научные основы трасологической экспертизы и ее методов

исследования…………………………………………………

§2 Экспертные исследования следов обуви человека……...

§3 При­зна­ки, ото­бра­жаю­щие­ся в сле­дах обу­ви…………...

§4 Трасологическое понятие следов транспортных средств.

.

Введение

Актуальность темыобусловлена тем, что исследование объектов трасологии, является важным аспектом раскрытия преступления, более того, в процессе исследования устанавливается классификация и тип объекта трасологии.

Объектом исследованияявляются измеряемые объекты трасологии.

Предмет исследованияпроцессы протекающие при измерениях.

Цель исследованиянаучиться осознанно проводить измерения, понимать и уметь объяснять все явления, связанные с измерением объектов трасологии.

Методы исследованияВ курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия

Трасология

Термин «трасология» (от франц. la trace —след и греч. logos — слово, учение) появился в отечественной криминалистической литературе относительно недавно, а именно в конце 30-х гг. прошлого столетия, и впервые был использован в систематическом библиографическом указателе литературы по криминалистике М. Н. Гернетом

Глава 1.

Следы и методы их исследования.

§3. Научные основы трасологической экспертизы и ее методов

Главными принципами, положенными в основу трасологического учения о следах, являются следующие:

1. Индивидуальность объектов материального мира, в том числе внешнего строения объектов. Внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам (форма, размер и т. д.), но неизбежно будет различаться по частным признакам. К частным признакам в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности.

2. Внешнее строение объекта, в том числе его частные признаки (детали), способно при определенных условиях достаточно точно отображаться на других объектах в виде следов-отображений. Полнота и точность отображения частных признаков зависит от условий образования следа. Главными из них являются физические свойства материала объекта —образующего след и воспринимающего, а также механизм взаимодействия объектов. Чем пластичнее следовоспринимающий объект и чем мельче его структурное строение, тем более четким и выразительным в передаче деталей получается след.

3. Отображение в следе внешнего строения объекта всегда является обратным, зеркальным. Так, выпуклый объект (подошва обуви) оставляет углубленный след в мягком материале.

Таким образом, следы-отображения, являющиеся основным объектом трасологического исследования, возникают при контакте двух объектов. Процесс, заканчивающийся возникновением следа-отображения, называют механизмом следообразования. Взаимодействующими элементами при этом являются: следообразующий объект, следовоспринимающий объект, а также следовый контакт как отражение способа взаимодействия объектов в результате приложения к ним энергии того или иного вида. Следовый контакт существенным образом влияет на объем и качество информации об объектах, так как обусловлен системой сил, определяющих направления взаимных перемещений. При активном контакте энергия исходит от самих объектов, например удар молотком, а при пассивном — источник энергии находится вне объекта, и его

действие не возбуждает в них самих энергии, способной привести к взаимодействию (например: на лежащий на полу молоток оседает пыль, образуя след в виде контура молотка). Деление следовых контактов на

непосредственные и дистанционные осуществляется в зависимости от того, прилегают ли объекты следообразования друг к другу или находятся на расстоянии.

Наиболее информативными в трасологии признаются следы, возникающие в результате механического воздействия. Теоретической основой трасологического учения о механическом образовании следов являются базисные положения теоретической механики, сопротивления материалов, кинематики. Причиной механического воздействия, обусловливающего формирование следов, является сила. Величина и направление действия сил определяют механизм следообразования. После того, как участвующие в следообразовании объекты вступают в контакт, на формирование следов влияют силы двух типов. Силы первого типа возникают вследствие упругой деформации соприкасающихся объектов. В природе нет абсолютно твердых тел, различна лишь их способность деформироваться. Деформация одних всегда относительно велика и хорошо заметна (деформация шины колеса автомобиля при наезде на камень), деформация других незаметна или ничтожна (деформация камня, на который наехало колесо).

Силы второго типа возникают в результате трения на участках соприкасающихся поверхностей при перемещении (скольжении) одного объекта относительно другого.

Силы упругой и остаточной деформации и силы трения всегда участвуют в сле­дообразовании. Силы трения преобладают при формировании следов скольжения, а силы деформации — при формировании следов давления. При этом всякий следовой контакт, сопровождающийся деформацией и трением, нарушает сцепление и взаимное размещение частиц объектов, участвующих в следообразовании.

Наши рекомендации