Критерии оптимальности типа нормы

Рассмотрим теперь обобщающую (11-12) задачу. Обобщение распространим как на вид решаемого уравнения, так и на характер используемого для этой цели критерия оптимальности в рамках вариационного принципа доопределения задачи.

Пусть имеется операторное уравнение с замкнутым оператором:

Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . (5.16)

Действующим из банахова пространства X в банахово пространство Y и Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Пусть, далее, класс эквивалентности Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru [19] содержит более одного элемента. Дальнейшие рассмотрения связаны с задачей:

Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru   (5.17)

где Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru - сильновыпуклый на Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru функционал, являющийся выражением априорной информации об искомом решении уравнения (16). Постановку (17) называем критериальным подходомк решению обратной задачи, а методы решения этой задачи – критериальными методами решения обратных задач. Если Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru содержит один элемент, то задача (17) оказывается эквивалентной решению операторного уравнения (16), для чего применимы уже изложенные ранее методы решения некорректных задач. Чем шире множество Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , тем в большей мере свойства решения (17) определены видом выбранного функционала Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru .

5.2.1. Вариационные параметризациии квазирешения.

Постановкой (17) может быть учтена принадлежность искомого решения заданному классу модельному классу. Действительно, пусть М - класс моделей, на котором ищется решение задачи (16). Положим:

Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru (5.18)

При таком выборе критерия оптимальности задача (17) оказывается эквивалентной поиску решения на М, которое следует искать как квазирешение. Однако необходимо учитывать приближенность задания исходных данных, в чем собственно и состоит идея построения квазирешения - нахождение элемента из модельного класса, минимизирующего невязку. Покажем, что “реалистичные” постановки обратных задач, учитывающих приближенность данных, могут быть сформулированы с использованием (17).

Поскольку наблюдаемая Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru задана с ошибками, подчиненными некоторому вероятному закону, вид которого нас пока не интересует, то реально следует говорить не о требовании равенства Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , а о выполнении условия: Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , где P - некоторый функционал на Y. Тем более, это условие надо использовать еще и потому, что из-за ошибок в наблюдаемой следует предполагать, что Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Таким образом, “реалистичная”, учитывающая приближенность входных данных постановка задачи (17) такова:



Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru   (5.19)

Два принципа оптимальности в (19) отражают принципиально разные оптимизируемые компоненты. Оптимальность Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , относится к параметрам модели среды. Она отражает тот факт, что искомый элемент в классе себе эквивалентных по полю обладал свойством оптимальности Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Оптимальность Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , относится к качеству подбора поля. Она требует, чтобы в классе элементов из оптимальных по Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru элементов, соответствующих различным полям, был отобран такой, поле от которого удовлетворяет критерию Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Это принципиально разные критерии и смешивать их ни в коем случае нельзя. Для того чтобы согласовать два принципа оптимальности в (19), построим такую конструкцию. Зафиксируем некоторый элемент Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru и решим задачу (17), получив некоторый элемент Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Если ее решение существует и единственно, что происходит, например, при сильной выпуклости Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru на Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , то Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru - это единственный элемент, соответствующий Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Выбрав новый элемент Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , повторим при тех же условиях решение задачи (17), получив, таким образом, другой единственный элемент Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Повторяя этот процесс для всех Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , получим множество Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru решений задачи (17) при всех у из Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Это множество называется экстремальным классомдля оператора A, соответствующего функционалу Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Поскольку функционал Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru таков, что решение задачи (17) существует и единственно при каждом Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , то полученное множество Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru оказывается во взаимнооднозначном соответствии с Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru и образует класс единственности для уравнения Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Принадлежность элемента Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru множеству Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru автоматически означает, что элемент Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru в своем классе эквивалентности Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , минимизирует функционал Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru . Эквивалентной задаче (19) теперь служит задача:

Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru (5.20)

Таким образом, оба принципа оптимальности в (19) согласованы. Для того чтобы решить задачу (17) в “реалистической” постановке, достаточно решить ее для всех Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , построив класс Критерии оптимальности типа нормы - student2.ru , и далее решать задачу (20).

Наши рекомендации