Подрез зуба колеса и его предотвращение

Подрезом зуба называется пересечение траектории точки A. лежащей на граничной прямой головок исходного контура (см. рис. 3.8), с эвольвентой зуба нарезаемого колеса. В результате этого происходит утонение ножки зуба в его опасном сечении при работе на изгиб (рис.3.9) и уменьшение плавности работы передачи из-за сокращения эвольвентной части зуба.

Подрез, как правило, недопустим. Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Он наступает при количестве зубьев колеса, которое меньше некоторого значения, называемого минимальным числом зубьев. Для определения этого числа зубьев обратимся к рис. 3.10.

Если число зубьев нарезаемого колеса достаточно велико, Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , то конец N' теоретической линии зацепления при нарезании располагается выше граничной прямой головок инструмента, и подрез отсутствует. Если число зубьев нарезаемого колеса мало Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , то конец N'' теоретической линии зацепления расположен ниже граничной прямой головок, и подрез есть. Наконец, если граничная прямая головок проходит точно через границу теоретической линии зацепления, то подреза ещё нет, т. е. имеет место некое пограничное состояние. Число зубьев колеса, соответствующее этому состоянию, равно минимальному, т. е. Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru . Выразим отрезок KП на межосевой линии двояким образом. С одной стороны он равен Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , с другой, последовательно рассмат-ривая треугольники ПКN и ПОN, имеем Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Приравнивая правую часть полученного выражения к Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru и, решая новое равенство относительно Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , получаем

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Стандартным параметрам исходного контура соответствует Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru = 17.

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru При необходимости изготовления колеса с числом зубьев, меньшем минимального, и предотвращения подреза следует инструментальную рейку сместить от центра колеса на такую величину, при которой её граничная прямая головок пройдёт через точку N линии зацепления (рис. 3.11). Определим необходимую величину смещения. Согласно рис. 3.11 имеем с одной стороны

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru ,

и с другой стороны Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru или

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Так как Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , то, приравнивая правые части этих выражений и заменив Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru на Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , после несложных преобразований находим искомый коэффициент смещения:

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Для стандартных размеров исходного контура Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , поэтому получаем: Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru . Из этой формулы следует, что если число зубьев колеса меньше минимального, то полученный положительный коэффициент смещения означает, что для предотвращения подреза инструмент должен быть смещён в сторону от центра колеса. Если число зубьев колеса больше минимального, то коэффициент смещения получается отрицательным и указывает на допустимое смещение инструмента к центру колеса, при котором не будет подреза.

Наши рекомендации