Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика

Рассматривая экспериментально полученные данные, предположим, что они подчиняются линейной гипотезе, то есть выход Y зависит от входа X линейно, то есть гипотеза имеет вид: Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru (рис. 5.2).

2) Определение неизвестных коэффициентов A0 и A1 модели

Линейная одномерная модель (рис. 5.3).

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Рис. 5.3. Одномерная модель черного ящика

Для каждой из Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru снятых экспериментально точек вычислим ошибку Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru между экспериментальным значением Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru и теоретическим значением Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru , лежащим на гипотетической прямой Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru (см. рис. 5.2):

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Ошибки Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru для всех Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru точек следует сложить. Чтобы положительные ошибки не компенсировали в сумме отрицательные, каждую из ошибок возводят в квадрат и складывают их значения в суммарную ошибку Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru уже одного знака:

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Цель метода — минимизация суммарной ошибки Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru за счет подбора коэффициентов Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru . Другими словами, это означает, что необходимо найти такие коэффициенты Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru линейной функции Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru , чтобы ее график проходил как можно ближе одновременно ко всем экспериментальным точкам. Поэтому данный метод называется методом наименьших квадратов.

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Суммарная ошибка Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru является функцией двух переменных Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru и Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru , то есть Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru , меняя которые, можно влиять на величину суммарной ошибки (см. рис. 5.4).

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Рис. 5.4. Примерный вид функции ошибки

Чтобы суммарную ошибку минимизировать, найдем частные производные от функции Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru по каждой переменной и приравняем их к нулю (условие экстремума):

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

После раскрытия скобок получим систему из двух линейных уравнений:

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Для нахождения коэффициентов Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru и Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru методом Крамера представим систему в матричной форме:

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Решение имеет вид:

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Вычисляем значения Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru и Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru .

Проверка

Чтобы определить, принимается гипотеза или нет, нужно, во-первых, рассчитать ошибку между точками заданной экспериментальной и полученной теоретической зависимости и суммарную ошибку:

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

И, во-вторых, необходимо найти значение Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru по формуле Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru , где Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru — суммарная ошибка, Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru — общее число экспериментальных точек.

Если в полосу, ограниченную линиями Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru и Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru (рис. 5.5), попадает 68.26% и более экспериментальных точек Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru , то выдвинутая нами гипотеза принимается. В противном случае выбирают более сложную гипотезу или проверяют исходные данные. Если требуется большая уверенность в результате, то используют дополнительное условие: в полосу, ограниченную линиями Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru и Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru , должны попасть 95.44% и более экспериментальных точек Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru .

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Рис. 5.5. Исследование допустимости принятия гипотезы

Расстояние Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru связано с Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru следующим соотношением:

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

что проиллюстрировано на рис. 5.6.

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Рис. 5.6. Связь значений σ и S

Условие принятия гипотезы выведено из нормального закона распределения случайных ошибок (см. рис. 5.7). Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru — вероятность распределения нормальной ошибки.

Исследователь вносит гипотезу о структуре ящика - student2.ru

Рис. 5.7. Иллюстрация закона нормального распределения ошибок

Наши рекомендации