Частные показатели эффективности
Транспортных машин
Материалоемкость перевозок М (кг/1000 т×км) – количество материалов, расходуемых на выполнение единицы транспортной работы, в общем случае
,
где Мк – масса материала в конструкции автомобиля или автопоезда, кг; Мэ – масса материала, расходуемого в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы автомобиля (автопоезда), кг; Та – амортизационный срок службы транспортного средства, лет; hм – коэффициент использования материала – отношение массы материала в товарном виде к массе в исходном (сырье).
Качество перевозок характеризуется обеспечением сохранности груза и зависит от совершенства конструкции автотранспортного средства.
Безвредность автомобиля для пассажиров, водителей и лиц, осуществляющих его эксплуатацию, а также для окружающей среды означает его безопасность при движении, обслуживании и ремонте, отсутствие загрязнения и отравления окружающей среды, бесшумность.
Грузовместимость автомобиля оценивается номинальной и удельной объемной грузоподъемностью, а также коэффициентом грузовместимости.
Номинальная грузоподъемность q (т) – это максимально возможная масса перевозимого груза, установленная технической характерис-тикой автотранспортного средства.
Удельная объемная грузоподъемность qуд (т/м3) – это отношение номинальной грузоподъемности q к внутреннему объему кузова Vв:
.
При перевозке грузов, плотность которых больше удельной объемной грузоподъемности, последняя теоретически может быть использована полностью. Если же плотность меньше, на открытой платформе увеличивают высоту бортов или груз укладывают выше их уровня.
Коэффициент грузовместимости gахарактеризует степень использования грузоподъемности автомобильного средства при перевозке грузов с различной плотностью:
,
где hV– коэффициент использования объема кузова при данном виде груза; r – плотность груза, т/м3.
Коэффициент hV– отношение используемого объема кузова (с учетом загрузки и упаковки) к его геометрическому объему. При неполной загрузке кузова hV< 1, например, для исключения потерь навалочных и насыпных грузов (зерно, картофель, свекла и др.) при перевозке на автомобилях с открытыми кузовами их загружают ниже уровня бортов на 50…100 мм. Это соответствует hV= 0,90…0,93. При перевозке штучного груза объем кузова автомобиля используется также неполностью (чем больше размеры груза и меньше размеры кузова, тем ниже значение hV). Значения hV для штучных грузов: ящики – 0,60…0,65; мешки – 0,90…1,0; бочки, рулоны – 0,4…0,6; бревна, брусья, дрова – 0,70…1,0. При транспортировке крупногабаритных грузов, грузов неправильной формы hVможет уменьшаться до 0,4...0,5. Если грунт, камень и подобные материалы погружены в кузов автомобиля-самосвала выше уровня бортов, то значения hVбудут находиться в пределах 1,2…1,3.
Показателем использования массы автомобильного транспортного средства является коэффициент снаряженной массы – отношение собственной массы автомобиля в снаряженном состоянии M0 к массе номинальной полезной нагрузки (грузоподъемности) q:
.
Удобство использования – комплексное качество, зависящее от особенностей конструкции автомобиля: плавность хода – движение с минимальными колебаниями кузова; удобство погрузки и разгрузки – приспособленность конструкции к выполнению этих операций; легкость управления; компактность – габаритные размеры автомобиля или автопоезда; маневренность – необходимое пространство для поворотов и разворотов автомобиля; готовность к движению – продолжительность пуска двигателя и приведение автомобиля в рабочее состояние; запас хода – пробег без дополнительной заправки.
Т е м а 5