Пример 5. От «проблемы» к ее причине

Здесь надо показать: как от формулирования «проблемы» можно перейти к истинной проблеме – причине «проблемы».

Пример 6.1. Малоизвестный боксер на одном из соревнований один бой за другим выигрывает нокаутом. Бойцы, пострадавшие от новичка, рассказывали, что вначале удары были обычные, а затем становились все сильнее и сильнее. Как это может быть совершенно непонятно. Перед боем судья проверяет перчатки обоих боксеров. Причина была совершенно непонятна.

Оказалось, что боксер перед боем окунал руки в гипс, который под действием выделяющегося пота твердел. В этом и была причина его сокрушительных ударов.

Пример 6.2. Старые девы и отбивные связаны между собой

Чарльз Дарвин сказал как–то, что благодаря старым девам в Англии не перевелись еще отбивные котлеты. В этой шутке большой биологический смысл. Ученый говорил о невидимой взаимосвязи событий: после войны 1914 года в Англии не стало молодых парней и появились старые девы. Они, как известно, очень любят кошек, которые являются врагами мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей, которые опыляют красный клевер. Клевером питаются овцы, из которых готовят замечательные отбивные. Значит, там, где много старых дев – много кошек, мало мышей, много шмелей, хорошие урожаи клевера, сытые овцы и много мяса для котлет. Возможно, эта шутка не слишком современна: и кошек держат не только старые девы, и кошки – далеко не главные истребители мышей, но суть остается неизменной. И жизнь иллюстрирует эту биологическую притчу сотнями наглядных примеров.

Пример 6.3. Кролики в Австралии.

Австралийская кроличья эпопея известна всем. В конце XVIII века первые поселенцы привезли с собой в Австралию пять пушистых зверьков, чтобы заняться кролиководством. Их очень берегли. Через семьдесят лет один из охотников по решению суда заплатил штраф в 10 фунтов стерлингов за то, что застрелил кролика на земле некоего Робертсона. А еще спустя несколько лет тот же Робертсон истратил 5000 фунтов стерлингов, пытаясь истребить кроликов в своих владениях, но, увы, безуспешно. Расплодившиеся, кролики стали национальным бедствием Австралии – они просто-напросто пожирали ее, угрожая погубить овцеводство – основную статью дохода на континенте.

Жители страны объявили кроликам настоящую войну с применением авиации, отравляющих газов и воинских подразделений. Но кролики не сдавались, удалось лишь несколько оттеснить их во внутренние пустынные районы страны, отгородившись от зверьков «китайской» стеной новейшего образца – хитроумными заборами из колючей проволоки, которые оплели весь восток и юго–восток континента, протянувшись на тысячи километров. Но кролики продолжали расселяться и множиться. Даже когда по их души завезли лисиц, уязвимыми оказались не они, а местные звери, совершенно не знавшие хищников. Не принеся пользы, лисы вторично нарушили равновесие. К счастью, победить кроликов все-таки удалось – микробиологи вызвали у зверьков эпидемию, и болезнь за короткое время извела грызунов.

ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК ПРОБЛЕМА

Что такое противоречие. Почему возникает противоречие. Какие виды противоречий можно выделить. Зачем нужно формулировать противоречия. Как разрешают противоречия. Могут ли противоречия разрешаться «сами», без участия человека. Пример противоречия и его решения.

Понимание противоречия как проблемы.

Противоречие – есть сочетание противоположных последствий при выборе определенного решения.

Именно сочетание позитивных и негативных последствий от каждого варианта решения (альтернативы), затрудняет принятие решения.

Пример.

Если автобус сделать длинным (решение 1), чтобы он перевозил больше пассажиров (позитивное последствие решения 1), то он будет неповоротливым (негативное последствие решения 1).

Если же автобус сделать коротким (решение 2), то он будет более поворотливым (позитивное последствие решения 2), но перевезет меньше пассажиров (негативное последствие решения 2).

Налицо проблема- противоречие: автобус должен быть длинным, чтобы перевозить больше пассажиров, и должен быть коротким, чтобы вписываться в городские улицы.

Решение 3: автобус длинный, но его части соединены гибкой связью.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Что такое АП. Для чего нужно формулировать АП. Как нужно формулировать АП. Что делать после формулирования АП. Примеры АП.

Понимание Административного Противоречия.

Административное противоречие – это формула, где указано требование на преобразование чего-либо, и на отсутствие возможностей для этого. На самом деле «административное противоречие» можно лишь условно назвать «противоречием». Это как бы противоречие, где указано, что нужно делать, и отмечено, что способ преобразования неизвестен.

Как нужно формулировать АП.

Административное противоречие формулируют в виде: НАДО <……….>, НО НЕПОНЯТНО КАК.

В угловые скобки вставляют описание необходимого преобразования.

Пример. Надо найти работу, но непонятно как?

Здесь «найти работу» - указание на необходимое преобразование.

Наши рекомендации