Вторая младшая группа(четвертый год жизни)
Достаточный уровень развития детей
Различать группы предметов,состоящие из одного илинескольких элементов(много—один).Понимать вопрос«Сколько?»и правильно отвечать на него: один, много,ни одного, больше,меньше, поровну.Уметь разделятьгруппу на отдельные элементы (предметы),складыватьгруппу из отдельных элементов:один,еще один, еще один —получилось много. Различать понятия «один»и «много».
Формировать знания о равенстве и неравенстве групп по количеству элементов.Учить сравнивать множества путемпрактического сравнения,накладывая элементы одногомножества на элементы другого или прикладывая их один к одному. Понимать,что неравенство можно перевоплотить,увеличивая меньшую или уменьшая большую группу предметов.
Развивать умения непосредственно сравнивать предметы по размерам:длинный— короткий,высокий —низкий,широкий — узкий;выделять,узнавать и называть форму круглых, квадратных и треугольных предметов.Учить обследовать форму предметов взглядом,прикосновением,движениями;сравнивать предметы контрастные и одинаковые по длине, ширине,высоте, используя приемы накладывания и прикладывания(длиннее,короче, равныепо длине); понимать и называть основные направления от себя(вперед— назад, вверх—вниз,влево—вправо).Учить ориентироваться в пространстве(впереди—сзади,сверху-снизу,справа—слева).
Знакомить детей с частями суток: утро,день, вечер,ночь. Учить ориентироваться во времени.
Показатели:
— выделять в группе каждый элемент (предмет),обозначать его словомодин;
1 Составлены в соавторстве с Т.М.Степановой.
- сравнивать группы по количеству элементов без счета:
больше — меньше — поровну; - понимать вопрос «Сколько?», отвечать на него: один,
мало, много, ни одного; - сравнивать предметы по размеру практическим со
поставлением; - узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квад
рат, шар, куб, треугольник; - понимать слова и высказывания, обозначающие ори
ентировку в пространстве: вверх—вниз, впереди—сзади и
т.п.; - понимать слова: утро, день, вечер, ночь, ориентиро
ваться во времени.
Высокий уровень развития детей
Формировать интерес к действиям со множествами.Понимать вопрос «Сколько?»и правильно отвечать на него: один,два, три, много.Сравнивать группы предметов практическими действиями— накладыванием и прикладыванием.Учить детей выражать одно и то же мнение по-разному:красных кружочков больше, чем синих; синих— меньше, чемкрасных и т.д.
Понимать и уметь пояснять действия, связанные с установлением равенства между двумя множествами:если прибавить к этой группе предметов еще один, их станет поровну, или у другой группы забрать один— их также будетпоровну,но меньше на один, и т.д.
Распознавать и правильно называть отдельные параметрыразмера предметов:длинный— короткий,широкий — узкий,высокий— низкий.
Использовать свои знания в самостоятельной деятельности:дидактических и строительных играх, в рисовании,аппликации,конструировании.
Уметь исследовать форму предметов,выражать свои действия словами: шар круглый, его можно катить,у него нет углов, ему ничего не мешает катиться.Но поставитьодин шар на другой невозможно.Куб нельзя катить потому,что у него углы,они мешают. Из кубов можно построить башенку.
Проявлять интерес к самостоятельной деятельности в игре на анализ сложной формы: складывание орнамента,складывание предметов из разрезных картинок,складывание целого из частей.
Ориентироваться на себе и от себя {справа—слева,впереди—сзади,сверху —вниз).Понимать и называть основные направления:вперед—назад,влево —вправои т.д., использовать эти знания в играх, в быту,изобразительной деятельности.Понимать последовательность частей суток:утро,день,вечер, ночь.
Показатели:
- сравнивать группы предметов накладыванием и при
кладыванием, характеризовать их количество словами:
больше, меньше, поровну; - узнавать и правильно называть количество элементов
в группах, которые создаются из одного-трех предметов; - соотносить между собой множества, состоящие из
одного-трех элементов и воспринимаемые на слух и с
помощью зрения; - использовать знания о размере предметов в само
стоятельной деятельности (играх, рисовании); - называть отдельные параметры размера (длина, ши
рина, высота); - обследовать предметы по форме, используя геометри
ческие фигуры как эталоны (будильник, платочек и т.д.); - ориентироваться в групповой комнате, на участке дет
ского сада, на столе, листе бумаги во время рисования, леп
ки;
— называть части суток по порядку,узнавать их на
картинках.