Примеры функциональных пространств

Наиболее важным отличием между различными пространствами функций является вид введенной нормы, хотя это и не единственное различие. Все интересующие нас банаховы пространства функций строятся единообразным способом. Выбирается исходное пространство функций, на нем определяется вид нормы и далее к этому множеству присоединяются все пределы всех фундаментальных последовательностей. Осуществляется его пополнение. Получаемое нормированное пространство по построению оказывается полным, т.е. банаховым, а исходное множество - плотным в нем подмножеством. Конечно, в зависимости от введенной нормы состав элементов в получаемых пространствах различен, но главным для нас является различие в выражениях для нормы. Введение различных пространств продиктовано необходимостью конкретного выражения для нормы, а не «нехваткой» элементов пространств для тех, либо иных, описаний. Приведем пример.

Простейшим и одновременно наиболее употребляемым из всех рассматриваемых банаховых пространств является гильбертово пространствоL2 (V), состоящее из всех квадратично интегрируемых в области V функций с нормой:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Оно выделяется по своим свойствам в связи с тем, что для любых двух элементов Примеры функциональных пространств - student2.ru определен линейный непрерывный функционал

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

называемый скалярным произведением. Скалярным произведением исчерпываются все линейные ограниченные функционалы на с. В соответствии с теоремой Риса этим и устанавливается то, что двойственным к L2(V), которое мы отождествляем с сопряженным, служит само L2(V). Другим распространенным банаховым пространством служит С(V), состоящее из всех непрерывных в области V функций с нормой

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Множество L2(V) и С(V) не совпадают, хотя их пересечение плотно, как в L2 (V), так и в С(V). Для практических целей - описания объектов, возникающих в геофизических приложениях - наблюдаемых распределений физического параметра, хватило бы и этого пересечения. Но мы рассматриваем Примеры функциональных пространств - student2.ru , либо С(V) в связи с тем, что основной в этой книге часто рассматривается задача оптимизации вида:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Для ее решения желательно, чтобы функционал Примеры функциональных пространств - student2.ru имел вид нормы. Далее множество М часто представлено как Примеры функциональных пространств - student2.ru , где Примеры функциональных пространств - student2.ru заданный линейный оператор и Примеры функциональных пространств - student2.ru элемент (функция) из его области определения. Для существования решения этой оптимизационной задачи требуется, чтобы множество М было замкнутым относительно функционала Примеры функциональных пространств - student2.ru . Последнее означает, что этот функционал, рассматриваемый как оператор из М во множество вещественных чисел, должен быть на множестве М замкнутым. Если Примеры функциональных пространств - student2.ru , то для выполнения этого требования достаточно, чтобы А был непрерывен (при условии, что он линеен) на функциональном пространстве Х. Такого рода потребности и вынуждают рассматривать не только простейшие – гильбертовы пространства, которых по числу элементов, несомненно, хватает, но и более сложные и общие – пространства Банаха.

Обозначим Примеры функциональных пространств - student2.ru - множество всех непрерывных и бесконечно дифференцируемых функций, образующихся в ноль на границе ∂V области V. На множестве Примеры функциональных пространств - student2.ru введем норму:

Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Здесь 1≤p<∞. Пополним Примеры функциональных пространств - student2.ru относительно введенной нормы. В результате получим банахово пространство, обозначаемое Примеры функциональных пространств - student2.ru . При p=2 получим уже упоминавшееся ранее гильбертово пространство L2(V). Для случая p=∞:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Здесь: “ Примеры функциональных пространств - student2.ru ” означает “существенная верхняя грань”, т.е. верхняя грань по множеству V, за исключением, может быть множества меры нуль (т.е. конечного или счетного числа точек из V). Пополнение Примеры функциональных пространств - student2.ru по такой норме образует банахово пространство L(V).

Пространство Примеры функциональных пространств - student2.ru состоит из всех функций с конечной величиной Примеры функциональных пространств - student2.ru . Иными словами, любая функция с конечной величиной Примеры функциональных пространств - student2.ru может быть представлена как предел в норме Примеры функциональных пространств - student2.ru последовательности элементов из Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Всякий линейный ограниченный функционал на Примеры функциональных пространств - student2.ru имеет вид Примеры функциональных пространств - student2.ru

Примеры функциональных пространств - student2.ru

где Примеры функциональных пространств - student2.ru Причем Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Норма этого функционала в точности равна норме элемента Примеры функциональных пространств - student2.ru , порождающего этот функционал в соответствии с теоремой Риса, и несколько условно можно записать:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Таким образом, сопряженное к Примеры функциональных пространств - student2.ru пространство изометрически изоморфно пространству Примеры функциональных пространств - student2.ru . Последнее означает, что каждому элементу Примеры функциональных пространств - student2.ru соответствует один и только один элемент Примеры функциональных пространств - student2.ru Так, что

Примеры функциональных пространств - student2.ru .

В смысле этого изоморфизма и отождествляются Примеры функциональных пространств - student2.ru и Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Из приведенного факта следует, что Примеры функциональных пространств - student2.ru так, что Примеры функциональных пространств - student2.ru - рефлексивно. Отсюда, в частности, следует и другой вывод. Поскольку

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

то: Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Банахово пространство Примеры функциональных пространств - student2.ru называется сильновыпуклым, если для Примеры функциональных пространств - student2.ru , из условий Примеры функциональных пространств - student2.ru следует Примеры функциональных пространств - student2.ru , где α - число. Это определение совпадает с данным ранее для топологических пространств, в случае топологии нормы.

Банахово пространство называется равномерновыпуклым, если из того, что Примеры функциональных пространств - student2.ru следует Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Равномерновыпуклые пространстваодновременно и сильновыпуклы.

Пространства Примеры функциональных пространств - student2.ru (1<p<∞) являются равномерновыпуклыми и каждое равномерно-выпуклое пространство рефлексивно. Однако существуют рефлексивные пространства, не являющиеся равномерновыпуклыми.

Пространство L1(V) и L(V) не являются ни равномерновыпуклыми, ни рефлексивными. При этом сопряженным к L1(V) служит L(V) (в смысле указанного выше изометрического изоморфизма). Сопряженное к L(V) образует специальное множество функций, которое обозначается ba, а нормой служит полная вариация. Пространство L1(V) образует *- слабо плотное множество в ba и, таким образом, ba можно рассматривать как * - слабое замыкание L1(V). Это обстоятельство нам потребуется в гл.7.

В связи с пространствами Lp важен результат, называемый теоремой Рисса о выпуклости. Мы приведем лишь один его частный случай.

Теорема Риса о выпуклости.Пусть А – линейное ограниченное отображение из Примеры функциональных пространств - student2.ru в Примеры функциональных пространств - student2.ru и Примеры функциональных пространств - student2.ru - его норма. Пусть известно, что Примеры функциональных пространств - student2.ru для всех комбинаций p, q={0, 0; 0, 1; 1, 0; 1, 1}. Тогда Примеры функциональных пространств - student2.ru - есть выпуклая функция от а, b при 0≤a, b≤∞.

Эта теорема позволяет делать вывод об ограниченности оператора в нормах промежуточных пространств, если известна его ограниченность в пространствах с индексами Примеры функциональных пространств - student2.ru равными 0 и 1.

Следующее неравенство известно, как

Неравенство Юнга. Пусть Примеры функциональных пространств - student2.ru где 1/p+1/r≥1, p≥1, r≥1. Тогда, для

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

имеем

Примеры функциональных пространств - student2.ru

при

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Пространство Примеры функциональных пространств - student2.ru является замыканием (пополнением) Примеры функциональных пространств - student2.ru относительно нормы:

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

где Примеры функциональных пространств - student2.ru означает суммирование по всевозможным комбинациям индексов Примеры функциональных пространств - student2.ru Это пространство состоит из функций, непрерывных в V вместе со всеми своими производным до порядка r включительно (по любому из аргументов). Легко увидеть, что если Примеры функциональных пространств - student2.ru , то Примеры функциональных пространств - student2.ru . Наиболее распространен случай - Примеры функциональных пространств - student2.ru , обозначаемый Примеры функциональных пространств - student2.ru

Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Пространство Примеры функциональных пространств - student2.ru не является ни рефлексивным, ни сильновыпуклым, и общий вид линейного функционала над C(V) имеет вид

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

где Примеры функциональных пространств - student2.ru . Так что L1(V) можно отождествлять (в смысле изометрического изоморфизма) с Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Соболевское пространство Примеры функциональных пространств - student2.ru состоит из пополнения Примеры функциональных пространств - student2.ru по норме:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Для этого пространства не потребуется строить ему сопряженное, конструкция которого требует введения дополнительных понятий (пространства с отрицательной нормой по Лаксу). Важно лишь отметить, что единичная сфера в Примеры функциональных пространств - student2.ru компактна в Lp(V).

Обобщением конечномерных пространств Примеры функциональных пространств - student2.ru , рассмотренных в приложении 1 служат множества, состоящие из сходящихся бесконечных числовых последовательностей Примеры функциональных пространств - student2.ru , которые будем обозначать Примеры функциональных пространств - student2.ru . Пространства Примеры функциональных пространств - student2.ru определяются как пространства числовых последовательностей пронумерованных натуральным числовым рядом; Примеры функциональных пространств - student2.ru и:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Для p=∞: Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Сопряженное к Примеры функциональных пространств - student2.ru пространство изометрически изоморфно Примеры функциональных пространств - student2.ru , и общий вид линейного ограниченного функционала на Примеры функциональных пространств - student2.ru задан соотношением

Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Все Примеры функциональных пространств - student2.ru рефлексивны.

В качестве примера использования пространства Примеры функциональных пространств - student2.ru построим сопряженный к оператору из Примеры функциональных пространств - student2.ru в Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Оператор, аналогичный (2), в практических случаях приходится рассматривать с областью значений в Примеры функциональных пространств - student2.ru . Приводимые ниже соотношения более общие, относятся к Примеры функциональных пространств - student2.ru и легко распространяются на случай Примеры функциональных пространств - student2.ru . Это соответствует случаю, когда наблюдаемый гравитационный эффект измерен в в конечном числе n точек Примеры функциональных пространств - student2.ru . Для Примеры функциональных пространств - student2.ru число этих точек счетное.

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Будем считать, что Примеры функциональных пространств - student2.ru . Поскольку Примеры функциональных пространств - student2.ru , то для Примеры функциональных пространств - student2.ru имеем:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Таким образом, в случае такого задания оператора А, А*φ отождествляется с отображением из Примеры функциональных пространств - student2.ru в Примеры функциональных пространств - student2.ru по правилу:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Экстремальные задачи

При решении обратных задач геофизики вариационные методы занимают ведущее место. Задачи на максимум или минимум, а в общем случае - задачи на нахождение экстремума, пронизывают все постановки и методы, используемые при анализе геофизической информации. Они являются главным средством для решения обратных задач, на их основе реализуется содержательная постановка задач. Это становится понятным, если вспомнить, что наблюдаемая компонента геофизического поля, подлежащая обработке и интерпретации, осложнена ошибками. Задачи анализа данных состоят чаще всего в наилучшей аппроксимации (подборе) этой наблюдаемой системой заданных элементов, образующих заданное множество Примеры функциональных пространств - student2.ru . Наилучший подбор достигается тогда, когда невязка между наблюдаемой и искомым элементом из Примеры функциональных пространств - student2.ru становится минимальной. Если мера удаления наблюдаемой Примеры функциональных пространств - student2.ru от произвольного Примеры функциональных пространств - student2.ru оценивается функционалом Примеры функциональных пространств - student2.ru , то задача обработки данных сводится к:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Например, это может выглядеть так:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Рассмотрение такого рода задач составляет предмет теории экстремальных задач. Рассмотрим один достаточно простой пример.

Искомой является функция Примеры функциональных пространств - student2.ru двух переменных, доставляющая минимум функционалу:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.10)

Здесь Примеры функциональных пространств - student2.ru обозначают, соответственно производные функции Примеры функциональных пространств - student2.ru по х и у; S - область в R2, L - некоторая функция, в данном случае, пяти переменных, которая в приложениях называется Лагранжевой плотностью. Это переменные Примеры функциональных пространств - student2.ru , где вместо переменных Примеры функциональных пространств - student2.ru подставлены Примеры функциональных пространств - student2.ru соответственно. Предположим, что решение задачи (10) существует и есть Примеры функциональных пространств - student2.ru . Предположим, далее, что функция Примеры функциональных пространств - student2.ru достаточное число раз дифференцируема по всем своим переменным. Пусть Примеры функциональных пространств - student2.ru - произвольная непрерывно-дифференцируемая функция, заданная в S и равная нулю на границе ∂S области S. Тогда

Примеры функциональных пространств - student2.ru [38] (2.11)

Где t - числовой параметр, есть обычная функция переменной t. Поскольку экстремум (10) достигается на Примеры функциональных пространств - student2.ru , то экстремум (11) достигается при t=0. Тогда производная от (11) должна обращаться в нуль при t=0:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Здесь Примеры функциональных пространств - student2.ru - производные от функции Примеры функциональных пространств - student2.ru по Примеры функциональных пространств - student2.ru соответственно, на место которых подставлены Примеры функциональных пространств - student2.ru . Далее

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Тогда:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Второй интеграл, после применения формулы Грина, равен:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

и обращается в нуль, поскольку значения Примеры функциональных пространств - student2.ru равны нулю на ∂S по условию. Тогда равенство:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

выполняется для всех Примеры функциональных пространств - student2.ru . С другой стороны, Примеры функциональных пространств - student2.ru плотно в L2(S). Следовательно:

Примеры функциональных пространств - student2.ru . (2.12)

Это и есть искомое уравнение Эйлера, являющееся необходимым условием, которому удовлетворяет экстремаль (т.е. решение вариационной задачи) (10).

В том случае, когда на искомую экстремаль наложены дополнительные ограничения вида:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.13)

задача минимизации функционала (10) при условии (13) сводится к безусловной минимизации (т.е. минимизации рассмотренного выше вида) функционала:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.14)

Здесь Примеры функциональных пространств - student2.ru - числа, которые называются множители Лагранжа. Это правило – замена задачи на условный экстремум (10,13) задачей на безусловный экстремум (14) называется «правило Лагранжа".

Числа Примеры функциональных пространств - student2.ru – находятся из условия, чтобы экстремаль (14) удовлетворяла системе уравнений (13).

Предполагается, что Примеры функциональных пространств - student2.ru также требуемое число раз дифференцируема по всем своим аргументам.

В приведенном примере мы столкнулись с тем обстоятельством, что отображение Примеры функциональных пространств - student2.ru следовало дифференцировать по функциям, как по переменным. Таковы производные Примеры функциональных пространств - student2.ru . Это характерное обстоятельство. Введем соответствующее определение.

Пусть Х,Y – банаховы пространства, и А(х) - отображение (оператор) окрестности Q(х) точки Примеры функциональных пространств - student2.ru в Примеры функциональных пространств - student2.ru . Примеры функциональных пространств - student2.ru называется дифференцируемым по Фреше (сильно- дифференцируемым) в точке Примеры функциональных пространств - student2.ru , если существует такой линейный непрерывный оператор, Примеры функциональных пространств - student2.ru А, что

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Примеры функциональных пространств - student2.ru называется производной Фрешеоператора Примеры функциональных пространств - student2.ru в точке Примеры функциональных пространств - student2.ru . Если оператор Примеры функциональных пространств - student2.ru - дифференцируем по Фреше в окрестности точки Примеры функциональных пространств - student2.ru , и Примеры функциональных пространств - student2.ru , то А - регулярен в окрестности х. Следует помнить, что Примеры функциональных пространств - student2.ru суть линейный оператор, действующий на элементы Примеры функциональных пространств - student2.ru . Если для всех точек из Q(х) существует Примеры функциональных пространств - student2.ru и отображение Примеры функциональных пространств - student2.ru непрерывно, то Примеры функциональных пространств - student2.ru называется непрерывно-дифференцируемым или отображением (оператором) класса Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Наряду с производной Фреше и следующими из нее понятиями, можно ввести и другое определение - производную Гато или слабую производную. Далее используется только сильная производная, поэтому термин «Фреше» зачастую опускается.

Благодаря введенному понятию, оправдывается дифференцирование некоторого отображения по функции, как по переменной. Так собственно и вычисляются производные. Рассмотрим пример.

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Это отображение можно рассматривать из подмножества в Примеры функциональных пространств - student2.ru функций, таких что Примеры функциональных пространств - student2.ru . Для того, чтобы вычислить производную Фреше, продифференцируем это выражение по Примеры функциональных пространств - student2.ru , как по параметру. В результате получим:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Пусть Примеры функциональных пространств - student2.ru - линейный оператор: Примеры функциональных пространств - student2.ru .Тогда Примеры функциональных пространств - student2.ru Производная уже не зависит от Примеры функциональных пространств - student2.ru , оператор действует на приращение Примеры функциональных пространств - student2.ru , следовательно, во всех точках х производная одна и та же. Следует всегда помнить, что производная - это линейный оператор, действующий из Х в Y.

Следующая теорема называется правилом (принципом) Лагранжа и является основной в вариационном исчислении. Она является обобщением того приема, который был введен под тем же названием выше (задачи (10,13,14)).

Правило Лагранжа.Пусть функционал Примеры функциональных пространств - student2.ru и отображение Примеры функциональных пространств - student2.ru дифференцируемы по Фреше в окрестности точки Примеры функциональных пространств - student2.ru , где Примеры функциональных пространств - student2.ru - решение задачи:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

существование которого предполагается. Пусть Примеры функциональных пространств - student2.ru . Тогда найдутся не равные одновременно нулю элементы Примеры функциональных пространств - student2.ru и Примеры функциональных пространств - student2.ru , такие, что:

Примеры функциональных пространств - student2.ru . (2.15)

Если Примеры функциональных пространств - student2.ru непрерывно-дифференцируемо и регулярно в точке Примеры функциональных пространств - student2.ru , то Примеры функциональных пространств - student2.ru , и можно считать, что Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Уравнение (15) называется уравнением Эйлера-Лагранжа.

Доказательство этого результата см. [А.Д.Иоффе, В.М.Тихомирова, стр.87-88]. Здесь, как и для уравнения (12), приведем лишь пояснения к результату.

Пусть Примеры функциональных пространств - student2.ru . Построим вариацию Примеры функциональных пространств - student2.ru такую, что

Примеры функциональных пространств - student2.ru Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Тогда:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Где Примеры функциональных пространств - student2.ru - величина более высокого порядка малости, чем остальные члены,. Отсюда заключаем, что Примеры функциональных пространств - student2.ru . В условиях теоремы, т.е. в предположении замкнутости Примеры функциональных пространств - student2.ru непрерывности отображения Примеры функциональных пространств - student2.ru в окрестности точки Примеры функциональных пространств - student2.ru , имеет место и обратное утверждение: совокупность векторов Примеры функциональных пространств - student2.ru из Примеры функциональных пространств - student2.ru обладает свойством:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Теперь рассмотрим функцию параметра t:

Примеры функциональных пространств - student2.ru .

По условию ее минимум должен достигаться при t=0 и, следовательно, вычисляя производную по t при t=0:

Примеры функциональных пространств - student2.ru Примеры функциональных пространств - student2.ru

Примеры функциональных пространств - student2.ru - есть линейный функционал над Х, и его мы записали для наглядности в виде Примеры функциональных пространств - student2.ru . Элемент Примеры функциональных пространств - student2.ru , таким образом, отождествляется в смысле изометрического изоморфизма с некоторым элементом из Х*. Из последнего условия, по теореме о ядре Примеры функциональных пространств - student2.ru , получаем Примеры функциональных пространств - student2.ru где Примеры функциональных пространств - student2.ru - некоторое число[39]. Следовательно, в регулярном случае Примеры функциональных пространств - student2.ru , откуда следует, Примеры функциональных пространств - student2.ru существует элемент Примеры функциональных пространств - student2.ru и Примеры функциональных пространств - student2.ru . Это и требовалось показать.

Здесь важно отметить то, что требование регулярности оператора Примеры функциональных пространств - student2.ru в окрестности точки Примеры функциональных пространств - student2.ru является весьма жестким. И хотя, фактически, результат теоремы чаще всего справедливым остается и когда Примеры функциональных пространств - student2.ru незамкнуто, строгое ее применение неправомерно. Из замкнутости Примеры функциональных пространств - student2.ru следует корректная разрешимость факторизованного уравнения

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

которая называется нормальной разрешимостью.

Последнее означает корректную разрешимость уравнения относительно фактор пространства пространства Х по ядру оператора, или корректность решения задачи

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

Зачастую при постановках обратных геофизических задач нормальная разрешимость места не имеет. Так, например, приведенный результат нельзя применять к задаче:

Примеры функциональных пространств - student2.ru

Приведенный выше результат - теорема Лагранжа (принцип Лагранжа) - это необходимые условия экстремума. Для его корректного применения следует еще доказать, что соответствующая конкретная задача имеет решение и записанные условия достаточны. Доказать это удается, как правило, лишь в весьма жестких предположениях относительно функционала Примеры функциональных пространств - student2.ru и оператора Примеры функциональных пространств - student2.ru . Оказывается, что для специальных случаев, к которым могут быть сведены многие геофизические задачи, соответствующие результаты можно доказать, исходя из других принципов, не используя производных.

В большинстве рассматриваемых в приложениях случаях, функционал Примеры функциональных пространств - student2.ru имеет специальный вид - вид нормы в банаховом пространстве. Рассмотрим следующую задачу, называемую задачей о наилучшем приближении.

Пусть Х – банахово пространство, М – его подмножество и х0 - элемент из Х, не принадлежащий М. Назовем элемент Примеры функциональных пространств - student2.ru наилучшим приближением к х0 (аппроксимацией х0) на множество М, если

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.16)

Для того чтобы такой элемент существовал всегда, необходимо, чтобы М было замкнуто. Следующая цепочка результатов характеризует условия существования и единственности решения задачи (16).

Пусть М - замкнутое множество в банаховом пространстве Х (например, М - подпространство). Тогда решение Примеры функциональных пространств - student2.ru задачи (16) существует. Если М дополнительно выпукло, то множество решений задачи (16) образует замкнутое выпуклое множество, если пространство Х дополнительно сильно выпукло (например, равномерно-выпуклое), то решение задачи (16) единственно. Напомним, что равномерно-выпуклые пространства являются сильновыпуклыми. Сюда относятся все пространства Lp при 1<p<∞.

Наиболее типичными примерами задач, рассматриваемых далее, являются следующие:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.17)

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.18)

Здесь А, F - некоторые операторы, М, Ωu- подмножества в банаховом пространстве Х. Задача (17) возникает при подборе параметров модели среды из класса моделей М по требованию наилучшего согласия наблюдаемой у и рассчитанной от элемента х по правилу Ах поля.

Теорема 4. Если Примеры функциональных пространств - student2.ru – замкнутое выпуклое множество, Х – рефлексивно, Y – сильно выпукло (Х,Y - банаховы пространства). А: Х→Y – взаимнооднозначен и непрерывен, то решение задачи (17) существует и единственно.

Доказательство*. При доказательстве этого результата существенно используется понятие слабой топологии.

Поскольку М - замкнуто и выпукло, Х - рефлексивно, то М - слабокомпактно. Поскольку А - непрерывен, то и слабонепрерывен, следовательно, слабокомпактные множества переводит в слабокомпактные. Таким образом, оказывается, что S - образ М при отображении А является слабозамкнутым. Поскольку в силу выпуклости М выпукло и S, то множество S будет замкнуто сильно (слабозамкнутое выпуклое множество сильнозамкнуто).

Следовательно, решение задачи:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.19)

существует и единственно, поскольку минимум сильно выпуклого функционала на замкнутом выпуклом множестве достигается и единственен. Обозначим его Примеры функциональных пространств - student2.ru . Поскольку А - взаимнооднозначен на М, и Примеры функциональных пространств - student2.ru , то существует единственный элемент Примеры функциональных пространств - student2.ru , являющийся решением (17). Что и требовалось доказать.

Задача (19) – это преобразованная задача (17), и она по форме аналогична (16). Это второе обстоятельство, которое мы хотели проиллюстрировать.

Обозначим Примеры функциональных пространств - student2.ru оператор, ставший в соответствие элементу Примеры функциональных пространств - student2.ru решением задачи (16). Тогда решение задачи (19) суть Примеры функциональных пространств - student2.ru и решение задачи (17) можно представить в виде:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.20)

Если А - взаимнооднозначен, непрерывен и М - компактно, то, в соответствии с теоремой о гомеоморфизме (20), оказывается непрерывным. Рассмотрения, развивающие приведенные, имеются в п.3.2 и составляют теоретическую основу методов квазирешений.

Рассмотрим теперь задачу (18), предполагая, что

Примеры функциональных пространств - student2.ru

где А - линейный ограниченный оператор из Х в Y (Х,Y- банаховы пространства). Ωu есть сдвиг КerA и, в силу непрерывности А, КerA замкнуто в Х. Следовательно, замкнуто и выпукло Ωu. Если F- гомеоморфизм, то образ Ωu при отображении F есть также замкнутое выпуклое множество. Тогда задача (18) записывается в эквивалентной форме:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.21)

Решение (18) есть Примеры функциональных пространств - student2.ru , где Примеры функциональных пространств - student2.ru - решение (21). Таким образом, и (17), и (18) сводятся к задаче (16).

Следующий результат касается задачи (16) и является для нее основным.

Теорема двойственности. Пусть М - замкнутое выпуклое множество линейного нормированного пространства Х. Для того, чтобы элемент Примеры функциональных пространств - student2.ru был наилучшим приближением в М к х0, т.е. являлся решением задачи:

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.22)

необходимо и достаточно, чтобы в сопряженном к Примеры функциональных пространств - student2.ru пространстве Х* существовал элемент Примеры функциональных пространств - student2.ru , определяющий линейный функционал на Примеры функциональных пространств - student2.ru такой, что:

а) Примеры функциональных пространств - student2.ru

б) Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.23)

в) Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Условие (в) в приведенном результате может быть, как это нетрудно видеть, заменено эквивалентным

в’) Примеры функциональных пространств - student2.ru Примеры функциональных пространств - student2.ru

В том частном случае, когда М – линейное подпространство в Х, условие (в), либо ему эквивалентное (в’), заменяется на

в’’) Примеры функциональных пространств - student2.ru Примеры функциональных пространств - student2.ru

Действительно, если предположить возможность строгого неравенства в (в’), то в силу линейности М, оно всегда может быть обращено для некоторого другого ξ, и, следовательно, возможно только равенство.

Приводимое ниже следствие из теоремы двойственности является одним из главных результатов, используемых в гл.5,7.

Следствие. Если А – линейный ограниченный оператор из Х в Y, где Х,Y- банаховы пространства и

Примеры функциональных пространств - student2.ru ,

то условие (в) в теореме двойственности заменится на

в’’’) Примеры функциональных пространств - student2.ru Примеры функциональных пространств - student2.ru

Докажем этот результат.

Пусть Примеры функциональных пространств - student2.ru . Тогда Примеры функциональных пространств - student2.ru и

Примеры функциональных пространств - student2.ru .

Решение задачи (23) есть Примеры функциональных пространств - student2.ru , где Примеры функциональных пространств - student2.ru - решение задачи

Примеры функциональных пространств - student2.ru (2.24)

Наши рекомендации