Основные направления общей теории размещения
Начала теории размещения производства, заложенные Й. Тюненом, В. Лаунхардтом и А. Вебером, получили интенсивное продолжение в первой половине XX в. В процессе теоретического поиска можно выделить три основных направления:
1)построение "чистых" теорий (точнее — теоретических конструкций), продолжающих традиции классиков;
2)создание более общих теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты;
3)конструирование общей теории размещения на основе моделей пространственного экономического равновесия.
Характерными признаками первого направления — построения "чистых" теорий размещения — являются выбор относительно простой ситуации или проблемы (абстрагированной от конкретностей и второстепенных свойств) и ее глубокий количественный анализ, завершающийся выведением математической формулы, нахождением особого геометрического места или определением точных правил экономического поведения. Напомним, что именно так строилась теория "изолированного государства" Й. Тюнена или теория размещения промышленного предприятия В. Лаунхардта.
Типичным примером "чистой" теории является выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизировать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему, отталкиваясь от идеи В. Кристаллера, поставил А. Лёш. Суть найденного решения состоит в следующем: фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской (гексагональной) решетки и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах "своего" правильного шестиугольника.
Другой типичный пример — это феномен Хотеллинга: обоснование правила оптимального поведения конкурирующих производителей (продавцов), решающих простую на первый взгляд задачу размещения. X. Хотеллжг H Hotelling) в 1929 г. исследовал модель дуопольного рынка. Два производителя, и , продают однородный продукт вдоль линейного рынка (например, два продавца мороженого на пляже) по ценам и . Потребители распределены равномерно, каждый потребитель покупает одну единицу продукта в единицу времени. Каждый производитель может удовлетворить весь спрос. Транспортные затраты на доставку единицы продукта на единичное расстояние равны . Производители могут свободно размещаться по всей длине рынка, равной Каждый производитель гарантирован контролировать рынок с противоположной от конкурента стороны, длины этих гарантированных участков — соответственно и . Но рынок между ними — коллективный: для это длина , для — длина . Рыночная граница определяется равенством . Полный анализ данной задачи получен в рамках некооперативной игры двух лиц.
Ко второму направлению относятся исследования, дополняющие и обобщающие подходы и результаты основоположников теории размещения. Здесь в первую очередь следует назвать немецких ученых О. Энглендера (О. Englander) и Г. Ритчля (Н. Ritschl) и шведского ученого Т. Паландера (Т. Palander), которые переходят от рассмотрения отдельного и изолированного промышленного предприятия к анализу взаимосвязанных предприятий, объединяют теории сельскохозяйственного и промышленного штандортов. Для этого теоретического направления характерен переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и производственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.
Т. Паландер выдвинул "всеобщую" и "специальную" теории штандорта, первую — для региона и страны, вторую — для предприятий отрасли или группы отраслей. Он стремится соединить теории размещения предприятий и пространственный анализ рынков. Его основной труд "Работы по теории размещения" вышел в 1935 г. Т. Паландер стал предтечей новой волны синтетиков теории размещения (А. Лёш, У. Айзард и др.).
Научным базисом третьего направления развития теории размещения является классическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса,точнее, ее логико-математическая структура. Это обстоятельство — свидетельство включения теорий региональной экономики в главное русло общей экономической теории.
Построение модели общего пространственного экономического равновесия представляет собой задачу чрезвычайной сложности. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать математическое описание условий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и многое другое. Очевидно, что необходимо находить разумное сочетание общности модели и возможностей ее операционного использования.
Первые попытки конструирования модели пространственного экономического равновесия предпринимали ^ Прёделъ (Predohl) и Вайгман (Weigmann), однако создателем первой полной теории пространственного экономического равновесия несомненно является А. Лёш. Модель пространственного экономического равновесия А. Лёша стала кульминацией его многогранного учения о пространственной организации хозяйства.
Во второй половине 1950-х гг. появляется целая серия работ по общей теории размещения, знаменующих переход к новому этапу развития региональной экономики как науки. Авторами наиболее фундаментальных работ этого периода являются М. Гринхат (М. Greenhut), 1956; У. Айзард (W. Isard), 1956;Хендерсон (Henderson), 1958; Л. Лефебер (L. Lefeber), 1958. Они продолжают развитие теории, опираясь на появившиеся к этому времени новые возможности исследований. С одной стороны, это серьезное продвижение в теории конкурентного экономического равновесия (модель К. Эрроу — Г. Дебре, К. Arrow — G. Debreu, 1954), с другой стороны, создание нового математического аппарата (математическое программирование, теория игр и др.).
Исследования в области теории размещения на основе моделей оптимизации и экономического равновесия (взаимодействия) составляют одно из современных направлений теории пространственной и региональной экономики.